Семинар- практикум для родителей " Будем говорить правильно"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Басараб Инна Олеговна

Методическая разработка по проведению практического занятия для родителей совместно с детьми по ознакомлению с артикуляционной гимнастикой , с основами звукового анализа слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx49.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для родителей и детей  « Будем говорить правильно» .

Цели:

-повышение логопедической грамотности родителей;

- привлечение родителей к коррекционному процессу;

- воспитание сотрудничества детей и родителей.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  • познакомить с играми на развитие лексико - грамматического строя речи с использованием мяча;
  • обучать правильному выполнению упражнений на развитие элементарного звукового анализа и синтеза;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Детская деятельность: игровая, коммуникативная, двигательная.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1.        Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны

выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

  1. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Покажите правильное выполнение упражнения.
  3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  4. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители и дети рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

 Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

 Есть во рту у языка.

 А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Демонстрация презентации « Артикуляционная гимнастика». Выполнение основного комплекса взрослыми и детьми.

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с ложкой.

1.        Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

  1. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  2. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  3. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5.        Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие
движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6.        Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7.        Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов
растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками,свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

  1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Свеча.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите

ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не

должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к

ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус» («Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной

воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

  1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
  2. Не сжимать язык зубами.

3.   Выдох   плавный,   длительный.   Данное   упражнение   тренирует   выдох,   необходимый   для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Родителям  и детям раздаются памятки по выполнению артикуляционной гимнастики. Предлагается самим сочинить дома сказку о веселом языке.

Упражнения на развитие лексико - грамматического строя речи с использованием мяча.

Один-много

Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч называя это существительное во множественном числе: мяч – мячи, машина – машины.

Назови ласково

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Чего не стало

Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов 4 – 7 штук.

Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться,   сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах.

Работа с перфокартами на определение гласного звука в слове.

C:\Users\mvideo\Documents\мои докумены\задания по обучению грамоте\рисунки\конфетка А - Ы 002.1jpg.jpg

Подведение итогов .Проверка выполненных работ.

Список использованной литературы:

1.   "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство:Карапуз Год издания: 2003

2. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитиюмоторики, дыхания и голоса у детей... " Издательство: Каро Год издания: 2006

3.Куликовская Т.А. « Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Издательство Москва Год издания:2004

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) СПб.: СОЮЗ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-памятка для родителей "Будем говорить правильно"

В помощь родителям для ежедневных логопедических занятий дома, по исправлению звукопроизношения детей дощкольного возраста....

Буклет для родителей "Будем говорить правильно"

Консультативный материал для родителей о речевом развитии детей среднего возраста...

Информационный буклет для родителей "БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО"

Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка.  В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осозн...

Консультация для родителей «Будем говорить правильно»

Консультация для родителей «Будем говорить правильно»...

Семинар-практикум для родителей«Учусь говорить правильно»

Семинар-практикум для родителей с целью повышения компетентности  в вопросах речевого развития детей...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Говорим правильно»

Формирование стремления педагогов к совершенствованию речи....

Семинар - практикум для родителей "Учимся говорить правильно".

Семинар - практикум для родителей "Учимся говорить правильно"....