Логоритмика как часть комплексной системы преодоления речевой патологии.
статья по логопедии

Павлова Ольга Владимировна

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, которая тесно связана с мышлением и всей психической деятельностью в целом. Развитие как внутренней, так и внешней речи - это важнейшее условие для становления человеческой личности. Л.С.Выготский, А.Б.Запорожец, А.Р.Лурия отмечают, что все психические процессы у ребёнка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_logoritmika.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, которая тесно связана с мышлением и всей психической деятельностью в целом. Развитие как внутренней, так и внешней речи - это важнейшее условие для становления человеческой личности. Л.С.Выготский, А.Б.Запорожец, А.Р.Лурия отмечают, что все психические процессы у ребёнка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи.

Развитие речевой деятельности ребёнка определяется степенью зрелости ЦНС, которая формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Так же влияние на речевое развитие оказывает взаимодействие ребёнка с внешним миром, целенаправленное обучение и воспитание, условия жизни в обществе. Поэтому одной из основных задач дошкольного образования остаётся создание внешних условий, которые помогут максимально развить все компоненты речевой функциональной системы маленького человека.

Логоритмика как часть комплексной системы преодоления речевой патологии.

Актуальность.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста - логопеда.

Цель нашей работы: помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы педагогу необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей 5 – 7 лет.

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны сознавать и родители и педагоги.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчёркивали многие исследователи: Профессор В. А. Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение. По мнению Е. В. Чаяновой и Е. В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. О значении логоритмики писали: Самойленко, Власова, Гринер. Они подчёркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребёнка.

Теоретическая база опыта

Дети с различной речевой патологией приходят в наш речевой детский сад. В мою группу поступают дети в основном с тяжелой речевой патологией: дизартрией, общим недоразвитием речи П уровня, общим недоразвитием речи Ш уровня, заиканием. В своем большинстве дети имеют осложненные диагнозы. Имея детей с различной тяжелой патологией в группе, невозможно эффективно работать, не используя те методы и приемы, которые положительно влияют на восстановление, развитие и воспитание речи при любом речевом нарушении. В своей работе я широко использую приемы и методы логоритмики, способствующие развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействующих устранению речевого нарушения.

В период обучения в ЛГПИ им. Герцена Г. А. Волкова преподавала нам, студентам отделения «логопедия», курс «логопедическая ритмика».  Она преподавала нам не только теорию, но и на практике помогала овладеть методикой работы по логоритмическому и музыкально-ритмическому воспитанию детей с речевой патологией. Мы учились подбирать материал, составлять конспекты занятий, проводить логоритмические занятия для детей с определенной речевой патологией: дислалией, дизартрией, алалией, заиканием. В то время практические занятия проводились в детских садах петроградского района. Логопеды и музыкальные руководители этих учреждений делились с нами своим опытом. Предмет «логоритмика» был введен в гос. экзамен, который мы все успешно выдержали. Закончив институт, я стала использовать логоритмику в своей работе, как одно из наиболее эффективных методик при устранении речевых нарушений.

Свою работу по логопедической ритмике я начинаю с обследования психомоторики у детей с речевыми нарушениями. Обследование состояния психомоторики я провожу совместно с музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. Логоритмическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния лиц с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию я использую в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия - ЗПР, дислалия - дизартрия, сенсорная недостаточность и т.д.)

В своей работе я использую логоритмическое обследование, предложенное Г.А.Волковой. В процессе обследования отмечаю нарушенные и сохраненные стороны психомоторного состояния детей с речевой патологией. После обследования веду записи психомоторного развития каждого занимающегося логоритмикой. За основу взяла карту-таблицу Н.С.Самойленко.

При построении логоритмических занятий для детей с ОНР и дизартрией я использую дифференцированный подход:

Музыкально-ритмические занятия тесно связаны с логопедическими, и их содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

При дизартрии необходимо:

1) воспитывать точность, четкость движений, быстроту двигательной реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий;

2) отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использовать с этой целью различный музыкальный материал;

3) формировать чувство коллективизма в действиях, воспитывать волю, уверенность в своих возможностях, умение преодолевать трудности в выполнении заданий, используя при этом воспитательные и психотерапевтические приемы;

4) чаще использовать «образные» движения, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность ребенка, а также на его эмоциональную сферу.

При работе с детьми с ОНР наблюдаются следующие особенности:

1) увеличивается индивидуализация заданий;

2) применяется подетально расчлененная подача материала с демонстрацией отдельных элементов упражнений;

3) в целях развития двигательной сферы большое внимание уделяется совершенствованию координации и перекшочений с одного движения на другое с постепенным усложнением заданий;

4) ввиду повышенной утомляемости детей, следует чередовать статические и динамические упражнения, материал преподносить в расчлененном виде;

5) показ упражнений сочетается со словесным объяснением педагога;

6) на каждом занятии проводится работа по общему развитию речи; а таюке развитию слухового внимания и восприятия;

7) объем заданий по разделам постепенно расширяется на протяжении всего курса логоритмических занятий

Ко второй части переходим, когда нарастает утомление. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. Затем начинаем пение. После спокойного вида деятельности переходим к игре в-целях разрядки и закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует для последующих занятий.

Занятие начинается с вводной ходьбы под марш бодрого характера с соблюдением четких линий построения. В качестве разминки разучиваются движения ходьбы на носках и на пятках, бег, прыжки, галоп, элементы физкультурных и танцевальных движений, статические упражнения. Задания предлагаются в форме имитации движений.

При дизартрии

Необходимо обращать внимание на выразительность движений в соответствии с характером музыки, на четкое и свободное сочетание движения с началом и концом музыкальных фраз.

При ОНР

Следует работать над координацией движений, их согласованностью. Предлагается неоднократно повторять задания по точному образцу движений педагога

Для развития внимания я провожу следующие упражнения:

Упражнения на развитие переключаемости внимания включают смену движений в соответствии с изменяющимся характером музыки, под которую они выполняются.

Например: 1) на торжественную музыку - идти; 2) на звучание в низком регистре - идти, подражая движениям медведя; на звуки среднего регистра- изображать ходьбу лошадок; на высокие звуки - прыгать, как зайки.

Дети могут наблюдать за движениями педагога, затем самостоятельно повторять их. Это способствует устойчивости внимания.

Упражнения на объем внимания включают воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми.

При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий.

Например: по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую погремушку, или под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч).

В качестве упражнений используются также игры, воспитывающие внимание: «Запрещенное движение», «Сделай наоборот», «Пройди путь также» и т.д.

При дизартрии

В целях развития активного внимания можно использовать формы его тренировки:

1. Дети от лица сказочного персонажа воспроизводят движения по преодолению различных препятствий (перепрыгивание, лазание, подскоки и т.д.)

2. Это же предлагается в соревновательных ситуациях. Объяснение движений детьми после их выполнения; знакомых упражнений - до выполнения.

В результате этих упражнений внимание детей к деталям движений и четкости их выполнения становится все более активным, направленным, а восприятие собственных движений - осознанным.

При ОНР

Следует постепенно переходить от изолированного использования упражнений одного типа в описанном выше порядке к чередованию разных видов упражнений на одном занятии.

Для регулирования мышечного тонуса я применяю следующие упражнения:

Упражнения на расслабление и напряжение мышц.

Например, свободно раскачивать руками, потряхивать рукой или ногой, «уронить туловище», имитационные движения: «Самолеты летят», «Тряпичные куклы», «Полоскание платочков».

Полезно использовать упражнения на смену напряжения и расслабления, например, «Жуки летают - жуки играют лапками» - руки вперед, напрячь, сжать в кулак, бросить и др.

При дизартрии

Чаще даются упражнения, требующие изменения мышечного тонуса в зависимости от динамики музыкальных фраз ..

При ОНР

Упражнения на напряжение и расслабление сначала отрабатывают отдельно, затем чередуют их. При этом необходимо давать четкие сигналы для смены движений и пояснения.

Для развития чувства темпа и ритма я применяю упражнения:

На занятиях разучивают любые движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма.

Постоянно ведется работа над различением медленного и быстрого темпов, постепенного замедления и ускорения , словесное определение детьми разного темпа движения.

При дизартрии

Можно быстро усложнять ритмические задания, вводить различные смены темпа и ритма.

При ОНР

Необходимо начинать тренировку с различных темпов и ритмов и постепенно их усложнять. Вводятся упражнения ив обобщенное усвоение ритмов, которые состоят в выполнении детьми различных движений в одном и том же ритме. Например, отхлопывание ритма ладонями, выстукивание палочками на барабане, отстукивание ногой, взмахи руками в том же ритме.

Для развития координации движений я использую:

Статические и динамические упражнения, задания на совмещение разнородных движений в одном направлении (по материалу программы детского сада).

Включаются упражнения с предметами: мячом, флагами, обручем, скакалкой.

При дизартрии

Больше внимания уделяется выразительности, пластичности выполнения разученного упражнения.

При ОНР

Отдельные движения разучиваются по элементам, затем соединяются, Систематически используется наглядный показ и словесные пояснения.

Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, потом - движения.

При дизартрии необходимо требовать выразительного, громкого проговаривания слов.

При ОНР

Речевой текст может упрощаться, тщательно прорабатываться в ритмическом плане, затем по частям соединяться с отработанными движениями.

Слушание музыки

Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач.

При дизартрии

Основное внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различать звучание спокойной, торжественной, грустной, веселой музыки.

При ОНР

Вначале используются контрастные музыкальные произведения. Например, «Медведь и зайцы», «Воробьи и автомобиль», «Ручеек и море», «Колыбельная плясовая» и др. В дальнейшем дети различая части музыкального произведения, должны отмечать это с помощью сигналов (хлопки, удары в бубен). Проводится работа по развитию речи.

Пение корректирует темп речи, нормализует дыхание, В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи.

При дизартрии

Применяют инсценирование песен, обучают выразительному пению, В психотерапевтических целях полезно выбирать солиста.

При ОНР

Необходимо тщательное разъяснение текста песни, неоднократное громкое, четкое его проговаривание.

Упражнения на развитие речевых и мимических движений

Проводим работу над развитием силы, точности, переключаемости речевых движений. Применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается также работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизация их в процессе проговаривания специально подобранных песен. Работа над речевой моторикой проводится по показаниям. Чаще даются только те упражнения, которые необходимы для формирования правильного артикуляционного уклада конкретного звука.

Детям с ОНР

Необходимо тренировать все движения языка, губ, щек, мягкого неба. Это ведет к развитию кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков.

В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения.

Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.

Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук, например, «фонарики», «кошка выпускает коготки»,  «пальчики спрятались», «пальчики здороваются» и т.д. Можно соединить ряд тонких движений с речевым текстом.

При дизартрии

Работа с детьми над ловкостью, точностью, переключаемостью тонких движений.

При ОНР

Иногда первоначально необходима механическая помощь педагога. У них формируем координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.

Игра.

Служит закреплению навыков, полученных на занятии. ПРОВ9ДЯТСЯ игры: «Не пора ль нам пробежаться и местами поменяться», «Лиса и гуси», «Вокруг домика хожу», «Серый зайка умывается», «Два поезда», «Птицы в гнездах» и т.д. Заключительная ходьба проводится под марш спокойного характера. В конце занятия подводится итог работы.

Построение логоритмических занятий.

Построение логоритмического занятия зависит от целей коррекционной работы, от насыщенности занятия речевым материалом.

Примерное занятие может иметь такую схему:

1) вводные упражнения. Различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;

2) распевание. Воспитание речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетание пения с тактированием, координации пения с движением рук;

3) пение. Автоматизация звуков, воспитание координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;

4) упражнения на воспитание произвольного внимания: специальное стимулирование внимания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося;

5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями с целью произвольного управления своими мышцами;

6) слушание музыки с последующими упражнениями на развитие музыкальной памяти;

7) игра-драматизация на воспитание яркой образности, эмоциональности;

8) заключительное упражнение: спокойная ходьба в колонне.

Музыкально-ритмические занятия требуют обязательного планирования: перспективного и календарного. Перспективный план составляется на три месяца, в нем планируется все виды музыкальной и двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по всем видам логоритмического воздействия; проверка знаний, качество исполнительства, уровень общего музыкального и творческого развития занимающихся.

При перспективном планировании уточняются задачи в соответствии с этапами логопедической коррекции.

Первый квартал - начинается коррекционный курс. Муз. руководитель вместе с логопедом проверяют уровень музыкального и психомоторного развития каждого ребенка, намечают путь его дальнейшего развития и коррекции. При отборе материала учитываются даты красного календаря, времена года.

Второй квартал. В процессе занятий совершенствуются ритмические умения, развиваются музыкальные способности. Песенный музыкально-двигательный материал богат тематикой зимних забав, развлечений, веселых елочных инсценировок.

Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты коррекционного обучения. В конце квартала можно планировать такие занятия, на которых проверяется выученный материал: песни, игры, пляски, хороводы, театрализованные представления.

Календарный план составляют муз. руководитель и воспитатель и они же ведут учет. План включает программные и коррекционные требования текущего занятия, репертуар и наиболее существенные методические приемы. План составляется на 1-2 недели, Т.е. включает 2 или 4 занятия. Необходимо отмечать, что хорошо усвоили занимающиеся, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения.

На месяц планируется:

1 подвижная игра

1 хоровод

3-4 попевки

1 диалог

1-2 пальцовки

ритмика 2 в неделю (русские танцевальные движения)

театрализация - 1

Музыкальное воспитание

а) слушание

б) пение

в) детский оркестр

г) муз. ритмические игры

д) муз. дидактические игры

е) подвижные игры

Логоритмическое воспитание

а) релаксация

б) дыхание

в) мелкая моторика

 г) мимика

д) пантомимика

е) артикуляционные игры

ж) общая моторика

Музыкально-ритмические занятия с детьми могут включать восемь основных разделов:

воспитание внимания, музыкальной памяти;

воспитание ритма, темпа, силы звука, умения соблюдать паузу;

пение;

воспитание комплекса движений;

подвижные игры;

пляска;

соблюдение ритма, темпа, силы звука в коллективной деятельности;

инсценировки

Первый раздел содержит следующие виды упражнений:

а) орг. момент (прав. посадка детей)

б) движения рук и ног соответственно характеру музыкальной фразы (без словесного сопровождения)

в) выполнение действий, соответствующих музыкальному сигналу (повороты, приседания, бег, переменная ходьба, поскоки, движения рук и т.д.) Упражнения выполняют частично с речевым сопровождением или всей группой одновременно, или по двое: «Мы руки поднимаем, мы руки опускаем».

Второй раздел содержит следующие виды упражнений:

а) хлопки соответственно ритму муз. фразы, ее темпу, силе звука, умение соблюдать паузу;

б) слушание музыки, определение ее характера (быстрая, медленная, громкая, тихая, веселая, грустная)

Третий раздел включает:

а) слушание мотива знакомой песенки и определение ее названия;

б) хоровое пение;

в) пение песенки с диалогом («Зайка», «Синичка» и др.)

г) пение с соответствующими движениями («Лошадка», «Пирожки» и др.)

д) пение с инсценировкой («Птичка», «Как на тоненький ледок», «Зима» и др.)

Четвертый раздел включает:

а) движения без речевого сопровождения (имитация качания веток, согревания рук и др.)

б) движения с проговариванием («Пильщики», «Столяры», «Зимние забавы», «Прачки», упражнения с мячом и др.)

в) игры-инсценировки («Кот Васька», «Кто у нас хороший», «На мосточке» и др.)

Пятый раздел включает упражнения, способствующие воспитанию навыков быстрого переключения одних движений га другие (игры: «Куклы», «Лошадки», «Самолеты», «Преодоление препятствий», «Бросай МЯЧ», «Кто быстрее?», «Гроза» и др.)

Шестой раздел включает различные пляски («Мишка с куклой», «Краковяк», «Девочки и мальчики» и др.)

Седьмой раздел включает организацию шумового оркестра.

Восьмой раздел посвящается инсценировкам (в сопровождении музыки и без нее). Это могут быть сказка «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

Считаю, что логоритмические занятия способствуют развитию психомоторного, умственного, эмоционального состояния детей с речевыми нарушениями; воспитывают уверенность в своих силах, коррегируют личностные качества ребенка, способствуют более быстрой адаптации ребенка к окружающей его среде и приобретению внутреннего (душевного) спокойствия.

Результативность.

На собственном опыте могу отметить результативность использования данной методики. Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Использование методики на практике позволяет гибко, с учётом особенностей развития ребёнка и специфики образовательного учреждения, осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию. Занятия по логоритмике  у нас в  детском саду проводят совместно три специалиста: логопед, музыкальный руководитель  и  воспитатель, работающий с данной группой детей. Я, как логопед, координирую деятельность музыкального руководителя  и  воспитателя, включаею в занятие упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя  из речевой патологии детей. Музыкальный руководитель подбирает музыкально – двигательные, художественно – изобразительные  и  музыкально – дидактические  игры  и  упражнения  в соответствии с возрастом  детей, аккомпанирует. Воспитатель в свою работу включает задания по логоритмике, корректирует действия детей, создаёт благоприятную  атмосферу, помогая детям глубже  погрузиться в игровую ситуацию, осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой детей, качеством движений, соблюдением правил игры. Вне организованной логоритмической деятельности воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения, разучивает тексты песен или словесный материал к  пальчиковым играм.

Таким образом, обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся  коррекционной работой.

Использование наглядного материала, иллюстраций, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутики, элементы костюмов делает занятия по логоритмике  более привлекательными, интересными и продуктивными для детей. В качестве музыкального сопровождения используется как классическая, авторская музыка, так и музыка современных композиторов в аудиозаписи.

По результатам своих выпусков могу отметить, что большинство детей поступают в массовые школы, часть детей поступает в школы с углубленным изучением некоторых предметов, а также в школы-гимназии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»(слайд № 1)В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь нега...

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ...

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....

«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»

Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функ...

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.Массаж — эт...