Расширяем словарь
консультация по логопедии (средняя группа)

Рябова Алевтина Васильевна

Приемы ,помогающие родителям в расширении словаря  особенных детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                  РАСШИРЯЕМ СЛОВАРЬ МАЛЫША

Основное правило при работе с особенными детьми — не смотреть на календарный возраст ребенка. Ваш ребенок особенный, и с ним надо вести себя по-особенному.

Ваше общение с ребенком чем-то напоминает работу учителя иностранного языка. А любому иностранному языку можно научить любого ученика.

Важная работа по накоплению и расширению словарного запаса у особенных детей — это систематические, ежедневные занятия и общение родителей с ребенком.

Речевой материал должен быть связан с игрушками, с окружающими вещами, с действиями, которые повторяются ежедневно: умывание, одевание, еда, прогулки.

Речевой материал должен быть:

а) доступным по содержанию;

б) соответствующим возрасту ребенка;

в) необходимым для использования в разных ситуациях.
Вам не нужно ничего придумывать. Просто говорите все, что вы делаете. Сначала говорите вы, потом говорите вместе с ребенком, а потом ребенок проговаривает все сам.

Речевой материал должен постоянно присутствовать как в устной речи ребенка, так и в устной речи окружающих.

Работа над словом

На первом этапе идет накопление существительных. Вы показываете на предмет и называете его ребенку. Даже если ребенок не сможет проговаривать какие-то слова, все равно вы должны произносить эти слова.

На втором этапе к существительным добавляются новые слова и появляются новые темы.

1. Слова приветствия. Время суток.

Каждое утро, когда ребёнок  просыпается — ДОБРОЕ УТРО.

Потом  - СЕЙЧАС УТРО, СВЕТЛО. НОЧЬ УШЛА, НОЧЬЮ ТЕМНО.

СЕЙЧАС СВЕТЛО. ПРОСЫПАЙСЯ. ВСТАВАЙ. Мы будем ЗАВТРАКАТЬ. Утром — ЗАВТРАК, днем — ОБЕД, мы обедаем, вечером — УЖИН, мы ужинаем.

Вечером  - СПОКОЙНОЙ НОЧИ. НОЧЬ пришла. На улице ТЕМНО. Солнце ушло СПАТЬ. Пришла Луна. На небе звезды.

Всегда проговаривали слова приветствия: привет, пока, спасибо, рад, доброе утро, здравствуйте, пожалуйста.

2. Квартира Спальня

Заправляем постель. Что это?

Это ПОДУШКА, это ПРОСТЫНЯ, это ОДЕЯЛО.

Это МАТРАЦ. Это КРОВАТКА. Это ДИВАН.

Это ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - ВКЛЮЧИ СВЕТ - ВЫКЛЮЧИ СВЕТ.


Туалет.

ЭТО ТУАЛЕТ. ЭТО УНИТАЗ.

ЭТО БАЧОК. Там, внутри, ВОДА. Нажимаешь на кнопку — и вода бежит.

ЭТО ДВЕРЬ. ОТКРОЙ ДВЕРЬ - ЗАКРОЙ ДВЕРЬ.

ДВЕРЬ ОТКРЫТА - ДВЕРЬ ЗАКРЫТА.

Что ты сделал? — Я открыл дверь. — Я закрыл дверь.

Ванна. Осознание своего тела и его частей.

Говорим — ЭТО ВАННА, ЭТО РАКОВИНА, ЭТО КРАН из крана бежит вода.

ВОДА ГОРЯЧАЯ, ВОДА ХОЛОДНАЯ, РУКИ какие ?

Чистые. Я мою ЛИЦО, ГЛАЗА, НОС, РОТ, ЩЕКИ, УШИ, ШЕЮ, РУКИ, ЖИВОТИК, ПИСЮ, НОЖКИ. И вечером, когда ребенок  купается, мы проговариваем  все части тела — это ГОЛОВА, это РУКИ, это НОГИ, это ТУЛОВИЩЕ.

Рассматриваем себя подробнее. На ЛИЦЕ - ГЛАЗА, ВЕКИ, БРОВИ, ЛОБ, НОС, ЩЕКИ, ВИСКИ, ПОДБОРОДОК, УШИ, ГОЛОВА, ВОЛОСЫ.

Потом мы смотрели на РУКИ. Это РУКИ. Это ПАЛЬЦЫ. На пальце НОГОТЬ. А у волка, у медведя КОГТИ.

ЛЕВАЯ РУЧКА, ПРАВАЯ РУЧКА. ЛЕВАЯ НОЖКА, ПРАВАЯ НОЖКА.

НА НОЖКЕ-ПАЛЬЦЫ.

Называли и показывали - ШЕЯ, ПЛЕЧО, СПИНА, ГРУДЬ, БОК, ЛОКОТЬ, ПЯТКА, КОЛЕНКА, ЛАДОНЬ.

Зачем нам нужны глаза? — Смотреть. Уши? Слушать. Руки? — Брать, трогать. Ноги? — Ходить, бегать, прыгать. Рот? — Кушать. Язык? — Говорить.

Позже расширяли познание себя, своего тела.

На левой ноге сколько ПАЛЬЦЕВ? Давай посчитаем: 1,2,3,4,5.

А на правой? 1,2,3, 4, 5. Одинаково.

А на левой руке сколько пальцев? 1, 2,3, 4, 5. На правой руке сколько пальцев? 1, 2,3, 4, 5. Одинаково.

Давай назовем ПАЛЬЧИКИ - БОЛЬШОЙ, УКАЗАТЕЛЬНЫЙ, СРЕДНИЙ, БЕЗЫМЯННЫЙ, МИЗИНЕЦ.

Мы брали игрушки в ванну, и у нас ЛОДКА ПЛЫЛА, УТКА ПЛАВАЛА, КУКЛА НЫРЯЛА.

Я взял РАСЧЕСКУ. Я ПРИЧЕСАЛСЯ.

Это ШАМПУНЬ - им МОЮТ ВОЛОСЫ.

Это ДУХИ - они ПАХНУТ вкусно, ПОНЮХАЙ. Приятный запах.

Это МОЧАЛКА - ей МОЮТ ТЕЛО, РУКИ, НОГИ.

ОТКРОЙ КРАН - ЗАКРОЙ КРАН.

ЭТО МЫЛО. Возьми мыло.

МОЕМ РУКИ. РУКИ какие? — Грязные.

Это БРИТВА - папа БРЕЕТСЯ.

Возьми зубную щетку и зубную пасту.


Чистим ЗУБЫ. Берем ПОЛОТЕНЦЕ. Руки какие? Мокрые. Вытираем ЛИЦО И РУКИ. Руки какие? — Сухие.

Полотенце было сухое, руки мокрые. Ты вытирал руки. Полотенце мокрое, руки сухие.

Кухня. Еда.

Говорим это КУХНЯ. Я завтракаю. Я — ГОЛОДНЫЙ. Я ем КАШУ УТРОМ.

Чем едят кашу? — ЛОЖКОЙ. Какая каша? Каша вкусная.

Сахар лежит в сахарнице. Сахар какой? — Сахар белый, сладкий.

Лимон какой? Желтый, кислый.

Я ем аккуратно. У меня салфетка. Я вытираю РОТ. Я чистый. Я СЫТ.

Где ты сидишь? — На СТУЛЕ.

За ОБЕДОМ говорим:

Что на ПЕРВОЕ кушаем в ОБЕД? - БОРЩ. Что на ВТОРОЕ? — Картошка и котлета. На ТРЕТЬЕ — компот.

Наливаю компот.

Куда наливаю? — В СТАКАН. Стакан какой? — СТЕКЛЯННЫЙ.

Можно разбить, надо осторожно. Ложка какая? — ЖЕЛЕЗНАЯ.

Можно разбить? Нельзя.

Стол какой ? - ДЕРЕВЯННЫЙ.

Это ПЛИТА. ЖАРИТЬ, ВАРИТЬ, ГОТОВИТЬ ЕДУ.

Это ХОЛОДИЛЬНИК. Что там внутри? - Там ПРОДУКТЫ.

В холодильнике холодно, там МОРОЗ, ЗИМА.

Это ШКАФ. Что там в шкафу? — Там ПОСУДА. Моем посуду и говорим:

Что делаю? - МОЮ ПОСУДУ Что делаю? - ВЫТИРАЮ ПОСУДУ

Чем вытираю посуду? — ПОЛОТЕНЦЕМ.

Посуда какая? — ЧИСТАЯ.

ПОСУДА - это ТАРЕЛКА, ЛОЖКА, ВИЛКА, СТАКАН, НОЖ, ЧАШКА, КРУЖКА, КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, ЧАЙНИК.

В кастрюле мы варим. На сковороде жарим.

Это глубокая тарелка — наливаем суп.

Это мелкая тарелка — кладем картошку и котлету.

Как варим борщ?

Берем кастрюлю. Наливаем воду. Кладем мясо, потом картошку, капусту, морковь, свеклу, лук.

Что это? — Это ОВОЩИ.

Назови овощи.

Овощи — это картофель, капуста, морковь, свекла, огурец, помидор.

Будем делать салат. Что будем делать? — Салат.

Помидор какой? — Красный.

Лук какой? — Горький.

Если мы брали яйцо, то говорили:

Это яйцо. Какое? Сырое.

Разбивали его, смотрели.

Это скорлупа, это белок, это желток.

Это вареное яйцо. Это яичница. Яичницу жарим на сковороде. Это омлет. Откуда взялось яйцо? Курица снесла яйцо

Можно  рассказывать сказку про Курочку  Рябу.

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Не простое, ЗОЛОТОЕ. Значит, и яйцо золотое нельзя есть, невкусно. Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет. Когда плачет - какое НАСТРОЕНИЕ? - ГРУСТНОЕ. Я спрашивала — что из глаз катится, когда дед плачет. Это СЛЕЗЫ. А слезы какие? Они соленые. Слезы это соленая вода. Чем надо вытирать нос? Рукой? Нос надо вытирать платком. А курочка кудахчет — не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу вам яичко другое, не золотое, простое. Как курочка кудахчет? — Кудах-тах-тах.

Расширяем словарный запас.

 Делаем  вместе винегрет или салат называем  все овощи, которые резали. Мы пекли блины — проговаривали, как делается тесто для блинов.

Варили вместе суп, жарили котлеты и картошку, проворачивали мясо через МЯСОРУБКУ — получался ФАРШ. Это — СВИНИНА, ГОВЯДИНА, БАРАНИНА, РЫБА. Рыба — кета, горбуша, навага, камбала, карась. Мы говорили, где обитает рыба, морская это рыба или речная.

Кто живет в реке, а кто в море.

Еще у нас на кухне была замечательная вещь — отрывной календарь.

Отрывали листочек и говорили:

Какой СЕГОДНЯ день недели? - ПОНЕДЕЛЬНИК. Какой день недели был ВЧЕРА? — ВОСКРЕСЕНЬЕ. Какой день недели будет ЗАВТРА? — ВТОРНИК.

Сколько дней в неделе? — Семь.

Какое сейчас время года? ЗИМА.

Назови времена года — ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Назови зимние месяцы — ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ.

Весенние месяцы МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.

Летние месяцы — ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ.

Осенние месяцы - СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

3. Игрушки.

 Играем и называем игрушки и действия. Учим стихи Агнии Барто:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Мы рисовали скамейку, Брали  ковш воды, выливали на игрушку, мы трогали ее и смотрели, как промок зайка.

«Весь до ниточки» — значит очень мокрый, вся одежда мокрая, шерсть мокрая.

Почему зайку бросила девочка? — Домой убежала, у нее зонта нет. Зайку ЗАБЫЛА.

Зайке плохо. Он замерз, ему холодно. Зайка грустный.

 Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

 Не утонет в речке мяч.

Скажи ГРОМКО — Таня.

Скажи ТИХО — Таня.

Как Таня плачет? — Громко.

Почему Таня плачет? — Не может мяч достать.

Чуть позже расширяли темы игр и вводили новые слова.

Составляли предложения.

КУКЛА СПИТ

МИШКА ЕСТ.

МАШИНА ЕДЕТ.

Вводили новые глаголы ЕДЕТ, ЛЕТИТ.

Составляли предложения.

МАШИНА ЕДЕТ.

САМОЛЕТ ЛЕТИТ.

Можно выучить стихотворение:

МИШКА УПАЛ, ЛАПА БОЛИТ,

МИШКА НЕ ПЛАЧЕТ, МИШКА СИДИТ.

Нет, напрасно мы решили

 прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

опрокинул грузовик.

Где сидел кот? — В кузове.

Сколько колес у грузовика? — Четыре.

Животные.

Игрушки лучше всего помогают запомнить первые слова о животных.

Как говорят животные?

Кошка МЯУКАЕТ - МЯУ.

Собака ЛАЕТ - АВ, АВ.

Корова МЫЧИТ - МУ.

Лошадь РЖЕТ - ИГО-ГО.

Свинья ХРЮКАЕТ - ХРЮ-ХРЮ.

Петух КУКАРЕКАЕТ - КУ-КА -РЕ-КУ.

Утки КРЯКАЮТ - КРЯ-КРЯ.

ЛЯГУШКИ КВАКАЮТ - КВА-КВА.

Это КОШКА.

Она мягкая, пушистая.

Она любит молоко.

У нее четыре лапки.

А на лапках когти.

Она ловит мышей.

Она МЯУКАЕТ - МЯУ.

Мама - КОШКА.

Папа КОТ.

У кошки — котенок, котята.

ТАГ, ТОТ - ВОТ КОТ. МОЕТ ЛАПЫ, МОЕТ РОТ.

Как кошка умывается? — Лапкой, языком.

У коровы — рога. На ногах — КОПЫТА. Корова мычит МУ. У коровы — длинный хвост. Корова дает молоко. У коровы — вымя. Там молоко. Что делают из молока? — Сыр, творог, сметану. Мама - КОРОВА. Папа — БЫК

У коровы - ТЕЛЕНОК

Позднее мы расширяем  эту тему.

Помнишь сказку «Волк и семеро козлят»?

Мама-коза пела песню:

«Козлятушки-ребятушки, отомкнитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молоко из вымечка, из вымечка по копытечку, из копытечка во сыру землю».

У козы копыта на ногах, у коровы — копыта, у лошади — копыта, у свиньи тоже копыта.

У собаки когти. Собака охраняет дом.

Она спит в конуре. Собаки помогают людям.

Они охраняют границу вместе с солдатами, они помогают пожарным, спасают людей, собаки-поводыри помогают слепым ходить по улицам.

Есть разные ПОРОДЫ собак: ОВЧАРКА служит на границе, ЛАЙКА — помогает ОХОТНИКАМ, ПУДЕЛЬ — выступает в ЦИРКЕ. Собака — друг человека.

Корова живет в сарае. Она любит кушать траву и сено. Сено — это сухая трава. Траву косят КОСОЙ, потом сушат и складывают в КОПНЫ.

Это корова. У коровы длинный хвост, у коровы рога. У кролика короткий хвост и длинные уши. У лошади грива, лошадь сильная, везет телегу.

Детеныши.

У слона — слоненок.

У собаки — щенок, щенята.

У кошки котенок, котята.

У коровы теленок.

У лошади — жеребенок. У козы — козленок, козлята.

У овцы — ягненок, ягнята. У медведя — медвежонок, медвежата.

У волка волчонок, волчата.

У лисы — лисенок, лисята. У зайца — зайчонок, зайчата.

У ежа — ежонок, ежата. У тигра — тигренок, тигрята.

4. Ребенок и Семья.

 Спрашиваем: «Как тебя зовут?» — и сами называем  имя — ЖЕНЯ.

Ты ЖЕНЯ. Твое ИМЯ - ЖЕНЯ.

Я мама. Как меня зовут? — ТАМАРА. Мое ИМЯ — ТАМАРА.

Мы СЕМЬЯ. Наша СЕМЬЯ - ПАПА, МАМА, ТЫ - СЫН, БАБА.

Как тебя зовут? — Меня зовут...

Как твоя фамилия? — Моя фамилия...

Сколько тебе лет? — Мне ... лет.

Как зовут твою маму? — Мою маму зовут...

Как зовут твоего папу? — Моего папу зовут...

Ты наш СЫН. Мы твои РОДИТЕЛИ.

Можно говорить СЫН, СЫНОК, СЫНОЧЕК. Как зовут твою бабушку? — Мою бабушку зовут... БАБА - БАБУШКА. Как зовут твоего дедушку? — Моего дедушку зовут...

ДЕД - ДЕДУШКА. Ты их внук.

Объясняемможно говорить ДЕД, а можно говорить ДЕДУШКА.

Можно говорить БАБА, можно говорить БАБУШКА.

Потом прибавили ТЕТЯ, ДЯДЯ. У тебя есть БРАТ?

Как зовут твоего брата? — Моего брата зовут...У тебя есть СЕСТРА ?

Как зовут твою сестру? — Мою сестру зовут...

Можно выучить стихотворение:

ПАПА, МАМА, БАБА, Я-ЭТО ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.

Другое стихотворение:

ПАПА - ТУТ, МАМА - ТАМ. ПАПА, МАМА –ТУГ И ТАМ.

Собираемся на ПРОГУЛКУ. ГУЛЯТЬ.

Одежда.

Это ПРИХОЖАЯ, тут стоит ВЕШАЛКА.

Обувь ЧИСТИМ ЩЕТКОЙ и КРЕМОМ.

Справа стоит ЗЕРКАЛО, ТРЮМО. Одежду вешаем на ПЛЕЧИКИ.

Когда ребенок одевался,  говорим  и говорим , беспрерывно.

Что ты одеваешь? - Я одеваю НОСКИ, МАЙКУ, ТРУСЫ, РУБАШКУ, ШТАНЫ. Это РУКАВИЦЫ. Это ПЕРЧАТКИ. Одеваем на РУКИ. НОСКИ одеваем на НОГИ.

У девочек длинные волосы — ЗАПЛЕЛА в КОСЫ. На голове БАНТ.

Рубашка какого ЦВЕТА? БЕЛОГО.

Просим  показать ВОРОТНИК, РУКАВА, ПУГОВИЦЫ.

Давай посчитаем, сколько пуговиц на рубашке.

Ты ОДЕЛСЯ, ПРИЧЕСАЛСЯ. ТЫ ЧИСТЫЙ И КРАСИВЫЙ.

Это КОФТА. Это ЮБКА. Это ПЛАТЬЕ. Это ХАЛАТ. Это КОСТЮМ.

Это БРЮКИ.  Это ПИДЖАК. Это ГАЛСТУК. Это ПАЛЬТО. Это КУРТКА. Это ШУБА. Это ШАРФ. Завязываем на ШЕЕ.

На голову надеваем ШАПКУ, ШЛЯПУ, КОСЫНКУ, ФУРАЖКУ. Одевались и говорили: «Я надеваю шапку, куртку». Шапка, шарф, куртка, джинсы, рубашка — это одежда. Я надеваю сапоги. Сапоги, ботинки, туфли, тапочки, валенки это обувь.

5. Дом.

Это подъезд. Это лестница.

Давай посчитаем, сколько СТУПЕНЕК на лестнице. Это ЛИФТ. Мы заходим в ЛИФТ и едем ВВЕРХ. Это наша КВАРТИРА. У нас ТРИ КОМНАТЫ. Мы спускались ВНИЗ по ЛЕСТНИЦЕ, поднимались ВВЕРХ на ЛИФТЕ, выходили из ПОДЪЕЗДА.

6. На прогулке.

Мы шли ГУЛЯТЬ. На улице мы смотрели на НЕБО. Задаем  вопросы и сами на них отвечаем, а ребенок слушал и позднее повторял.

Это НЕБО. Какое небо? — ГОЛУБОЕ. На небе есть ОБЛАКА. Сегодня ПАСМУРНО или ЯСНО? Идет ДОЖДЬ. Он поливает ЗЕМЛЮ. ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ТРАВА - пьют воду. На улице ЛУЖИ. Что мы возьмем? — ЗОНТ. Солнце какое ? - ЖЕЛТОЕ. ГОРЯЧЕЕ ГРЕЕТ ЗЕМЛЮ. Когда светит солнце? — ДНЕМ. А НОЧЬЮ что светит? - ЛУНА. Луна какая? - ХОЛОДНАЯ.

О глаголах.

Глаголы будут входить в речь постепенно. ОТКРОЙ-ЗАКРОЙ, Я ОТКРЫЛ-Я ЗАКРЫЛ.

ВСТАНЬ. Говори: «Я встал. Я стою».

СЯДЬ. Говори: «Я сел. Я сижу».

ИДИ. Говори: «Я иду».

УПАЛ. Говори: «Я упал».

СПИТ. Говори: «Я сплю».

ЕСТ. Говори: «Я ем».

СИДИТ. Говори: «Я сижу».

ЛЕЖИТ. Говори: «Я лежу».

Увеличиваем запас глаголов.

Берем лист бумаги, мнем  его, и слушаем, как ШЕЛЕСТИТ бумага.

Слушали, как ЗВОНИТ телефон.

Так мы разучиваем глаголы: летит, висит, ползет, плывет, ныряет, плачет, смеется, радуется, обнимает, целует, скрипит, шуршит, дребезжит, режет, пьет, стирает, сушит, варит, жарит, вытирает, моет, рисует, пишет, читает, готовит, говорит, думает, слушает, играет, покупает, учит, смотрит, наливает, убирает, поет, танцует, ловит, собирает, звенит, стучит...

Мы СОБИРАЛИ ягоды. Мы РЕЗАЛИ овощи. Мы ПОКУПАЛИ продукты. Мы ЛЕТЕЛИ на самолете.

ГОВОРИТЕ. ГОВОРИТЕ с ребенком. И ваш замечательный особенный любимый ребенок начнет РАЗГОВАРИВАТЬ с вами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  2. Власова ТА., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1967.
  3. Кун Д. Основы психологии. — М.: Прайм-Еврознак, 2004.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Зыков С А., Кузьмичева Е.П., Зыкова Т.С. Звездочка. — М.: Просвещение, 1981.
  6. Качесов В А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. — СПб: ЭЛБИ-СПб, 2005.
  7. Корсунская БД. Читаю сам. — М.: Просвещение, 1985.
  8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
  9. Настин КВ. Психолингвистика. — М.: МПСИ, 2007.
  10.  Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973.
  11.  Рождественская В.И., Родина ЕМ. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1967.
  12.  Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения. — М.: Просвещение, 1983.
  13.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981.
  14.  Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстовой. — М.: Владос, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)

Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится  общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...

Тема недели: «Осень в гости к нам пришла. Что с собою принесла?» (18.09-22.09.2023) Программные задачи: Расширять знания детей об овощах и фруктах. Воспитывать стремление помогать взрослым в уборке урожая. Расширять представления о сельскохозяйственных

Тема недели:  «Осень в гости к нам пришла. Что с собою принесла?» (18.09-22.09.2023) Программные задачи: Расширять знания детей об овощах и фруктах. Воспитывать стремление помогать вз...