Статья " Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие для детей."
статья по коррекционной педагогике

Дворецкова Татьяна Васильевна

Мелкая моторика руки отлично тренирует детские пальчики, готовя их к школьным нагрузкам. Кроме того занятия для моторики рук увлекают детей, развивается творчество, воображение, мышление, развивается  координация движений. К тому же, чем лучше развита у ребенка мелкая моторика, тем лучше будет его речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchikovye_igry.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей .                                                                        Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие  для детей.

Мелкая моторика руки отлично тренирует детские пальчики, готовя их к школьным нагрузкам. Кроме того занятия для моторики рук увлекают детей, развивается творчество, воображение, мышление, развивается  координация движений. К тому же, чем лучше развита у ребенка мелкая моторика, тем лучше будет его речь. Обязательно хвалите ребенка за проделанную работу.             Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается также на становлении детской речи. А неумение ребёнком распознать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Так же такие  игры  полезны для  общего развития ребенка так как:

  • Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  • Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  • Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  • Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  • Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  • Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое:                                                       - и положение пальцев,                                                                                                                                             - и последовательность движений,                                                                                                                      - и просто стихи.
  • Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребёнком.

Так же для развития ручной моторики очень полезны такие упражнения :

      *Перебирая пальцами ,крутить бруски или карандаш;

*Застёгивать и расстёгивать пуговицы различного размера;

*Плести косички из жёстких ниток;

     * Рисовать и штриховать карандашами.

   Уроки мелкой моторики руки для самых маленьких.                                                                                                              Игрушка-шнуровка” очень заинтересовывает малышей и отлично тренирует пальчики.
Аппликации если ребёнок ещё мал и не имеет навыков работы с ножницами, то взрослые могут помочь вырезать детали к вашей задумке.
“Лепка из пластилина для примера: можно с детьми вылепить различных животных (мышка, медвежонок ,зайчик, лисичка)Если малыш младшего дошкольного возраста, тогда родители помогают детям. Но постарайтесь, чтобы ребёнок участвовал в работе. Если дети старшего дошкольного возраста, то они с этим заданием могут справиться самостоятельно.                                  “Обведи рисунок по пунктирным линиям”. Малыш должен уметь проводить прямые и волнистые линии по контуру.                                                                                                                      Продолжи линию по контуру”. Ребёнок должен уметь проводить линии в заданном направлении.                                                                                                                                                          “Помоги зверятам пройти по дорожке”. Ребёнок должен уметь проводить волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контур.                                                                                       ”Выполни штриховку по образцу”. Например: заштрихуй овощи, фрукты.                                        “Мозайка”. Дети могут построить любую композицию как сами, так и совместно со взрослыми. Это очень заинтересовывает детей, развивает усидчивость, сенсорное представление предметов, тренирует пальчики малышей.
“Пластилиновые картины”. Увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – потому что позволяет делать картину более живой, объёмной. А полезное – потому что даёт детским пальчикам отличную мышечную тренировку.
Эти задания помогут вашему ребёнку тренировать пальчики. Не бойтесь, играйте, помогайте и занимайтесь со своими детьми, пока они не научатся это делать самостоятельно. Совместная деятельность родителей и детей делает их отношения ближе.

Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.                                                                           В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры  возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.                                                                                   Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.                                                                                          Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. Повторяйте игры,  как для правой, так и для левой руки.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.

Пальчики уснули

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

(Сжать пальцы правой руки в кулак.)

Один! Два! Три! Четыре! Пять!

(Поочередно разжимают пальцы.)

Захотели поиграть!

(Пошевелить всеми пальцами.)

Разбудили дом соседей,

(Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять –

(Отогнуть пальцы один за другим на счёт.)

Веселятся все!

(Покрутить обеими руками.)

Но пора обратно всем:  десять, девять, восемь, семь

(Загнуть пальцы левой руки один за другим.)

Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один,  круглый кулачок, как апельсин.

(Загнуть пальцы правой руки.)

Дождик

Закапали капли,

(Постучать двумя пальцами каждой руки по столу).
Идет дождь

(Постучать четырьмя пальцами.)
Он льет как из ведра!

Стучим сильнее.
Пошел град,

(Косточками пальцев выбиваем дробь.)
Сверкает молния
,

(Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.)
Гремит гром!

(Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.)
Все быстро убегают домой,

(Прячем руки за спину.)
А утром снова ярко светит солнце
!

(Описываем руками большой круг.)

Пальчики в гостях

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний

(Поочередно соединять все пальцы до мизинца с большим пальцем.)

Сам мизинчик-малышок постучался об порог.

(Мизинец стучит по большому пальцу)
Вместе пальчики - друзья, друг без друга им нельзя.

(Пальцы собрать в щепотку.)

Десять пальцев

Дружно пальцы встали в ряд!

(Показать ладони с раскрытыми пальцами.)
Десять крепеньких ребят

(Сжать пальцы в кулак.)
Эти два – всему указка  все покажут без подсказки.

(Показать указательные пальцы.)
Пальцы – два середнячка,  два здоровых бодрячка.

(Показать средние пальцы.)
Ну, а эти безымянны, молчуны, всегда упрямы.

(Показать безымянные пальцы.)
Два мизинца-коротышки,  непоседы и плутишки.

(Показать мизинцы.)
Пальцы главные средь них  - два больших и удалых!

(Показать большие пальцы. Остальные пальцы сжать в кулак.)

Белка

Сидит белка на тележке,  продает она орешки:

(Сжимают и разжимают кулачки).
Лисичке-сестричке,  воробью, синичке,            
Мишке – топтыжке и  зайчику- трусишке.

(Поочередно разжимают пальцы.)

Дружат девочки и мальчики

Дружат в нашей группе  девочки  и  мальчики.

(Растирание ладоней.)

Мы с тобой подружим  маленькие пальчики.

(Пошевелить всеми пальцами.)

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

(Ладони вместе, пальцы под счет ударяются друг о друга.)

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!)

С этим братцем в лес ходил,  с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

(Поочередно разжимаются пальцы и сближаются с большим.)

Пальчики спят

Этот пальчик хочет спать,  этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул, этот пальчик крепко спит.

(Поочередно загибаем одноименные пальцы, получились два кулачка.)

Тише, тише, не шумитепальчики не разбудите,

(Грозить указательными пальцами  обеих рук.)

Утро ясное придет,

(Кулаки вверх!)

Солнце красное взойдет,

(Разжать пальцы!)

Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!

(Шевелить пальцами!)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлени...

Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...

Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Статья.Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Статья.Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего возраста"

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адеква...