Главные вкладки

    АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИГРУШКИ»
    рабочая программа по логопедии

    Антонова Елена Вадимовна

    Аннотация: адаптационная коррекционно-развивающая  программа «Игрушки» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность и предназначена для реализации в ходе адаптационного периода детей раннего возраста с ОВЗ при поступлении в детский сад в условиях групп кратковременного пребывания, дифференцированных групп и консультационных пунктах.

    Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, адаптация, логопедия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobrynina_e.v.docx25.41 КБ
    Файл igrushki.pptx354.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    АДАПТАЦИОННАЯ  ПРОГРАММА  ДЛЯ   ДЕТЕЙ   РАННЕГО   ВОЗРАСТА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «ИГРУШКИ»

    Е.В.Добрынина

    МБДОУ «Детский сад №122   «Солнечный  лучик», г.Чебоксары
    d14lena@mail.ru

    Аннотация: адаптационная коррекционно-развивающая  программа «Игрушки» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность и предназначена для реализации в ходе адаптационного периода детей раннего возраста с ОВЗ при поступлении в детский сад в условиях групп кратковременного пребывания, дифференцированных групп и консультационных пунктах.

    Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, адаптация, логопедия.

    Адаптация малыша 2-3-лет – это приспособление или привыкание ребенка раннего возраста к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту.

    Как правило, первые визиты ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть.

    Коррекционная помощь ребенку с ОВЗ начинает оказываться, как правило, только после адаптационного периода, который у некоторых малышей может затянуться до 6 месяцев.

    Программа логопедической направленности «Игрушки» рассчитана на её реализацию с детьми с ОВЗ именно в адаптационный период  в условиях групп кратковременного пребывания, дифференцированных групп и консультационных пунктах. Возможно использование программы в профилактических целях в адаптационный период детей раннего возраста в условиях групп общеразвивающей направленности.

    Цель программы:  оказание логопедической помощи детям с ОВЗ на раннем этапе развития в адаптационный период, а также консультативная работа с родителями.

     Задачи программы:

    -скрининг-диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста с ОВЗ;

    -оказание логопедической помощи детям «группы риска» и детям с выявленными отклонениями в развитии;

    - оказание консультативной и психологической помощи семье.

    Основные принципы программы:

    1. Комплексный характер коррекционно-педагогического  воздействия  (совместное объединение усилий специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
    2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
    3. Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности  (предметно-манипулятивной).

    Исходя из ФГОС ДО  в «Программе» учитываются:

    • индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
    • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
    • специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    Задачи логопедической работы:

    -развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими;  

    -развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.

    Основное содержание работы:

    1. Формирование  интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, музыкальным инструментам).

    2. Развитие слухового восприятия при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков).

    3. Узнавание и различение гласных звуков [а], [о, [и], [у].

    4. Формирование простейшей лексики на материале звукоподражаний.

    5. Побуждение к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.

    6. Имитация простых артикуляционных движений.

    7. Имитация выразительных движений в подвижных играх.

    8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.

    9. Развитие понимания обращенной речи.

    Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 3 месяца (12 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры.  

    Планируемые результаты освоения Программы:

    Ребенок с ОВЗ:

    -проявляет интерес к игровой деятельности;

    -эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

    -самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;

    -проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;

    -понимает речь взрослых;

    -повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);

    -самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;

    -знает названия окружающих предметов и игрушек.

    Содержание работы:

    Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием  (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).

    Пальчиковая гимнастика способствует  развитию  мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ.

    Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.

    Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.

    Игры носят предметно-манипулятивный и подвижный характер  и направлены на действия с игрушками по стихам А.Л.Барто.

    Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие восприятия и мышления, формирование мелкой моторики рук,  так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

    Подвижная игра способствует формированию общей моторики, развитию основных видов движений.

    Программа «Игрушки» состоит из 12 занятий, темы занятий соответствуют названиям стихов  А.Л.Барто.

    1 занятие.  Зайка.

    2 занятие. Бычок.

    3 занятие. Мишка.

    4 занятие. Лошадка.

    5 занятие. Козленок.

    6 занятие. Мячик.

    7 занятие. Грузовик.

    8 занятие. Самолет.

    9 занятие. Флажок.

    10 занятие. Слон.

    11 занятие. Кораблик.

    12 занятие. Мои игрушки.

    Например, тема «Лошадка». Зрительно-предметный ряд: игрушки «Лошадка-качалка», «Лошадка на палочке».

    1. Развитие слухового восприятия.

     -Послушайте звук и отгадайте, кто же к нам пришел?  (Звучит аудиозапись стука лошадиных копыт).  Цок, цок, цок, цок!

    1. Пальчиковая гимнастика с оречевлением: «Скачут лошадки».

    Вот помощники мои,  их  как хочешь - поверни.  (Показать ладони, повертеть ими)
    По дороге белой, гладкой  скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
    Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.  Скачет резвый табунок.
    Громко кричат лошадки: «И-го-го!».  Поскакали далеко.

    (Скажите «И-го-го!»).

    1. Дыхательная гимнастика: «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы.
    2. Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звук [о]- упражнение «Бублик для лошадки».
    3. Предметно-манипулятивная игра: имитация причесывания лошадки.

    Я люблю свою лошадку,
    Причешу ей шёрстку гладко,
    Гребешком приглажу хвостик
    И верхом поеду в гости. [1]

    1. Подвижные  игры с игрушками: лошадкой-качалкой, лошадкой на палочке (на выбор).

    - Бывают лошадки на палочке. Вот такие. Палочку ставят между ножек и скачут. Давай поскачем на палочке-лошадке. Скажи «но», чтобы лошадка поехала.

    - А можно поиграть в лошадок вдвоем. Берем скакалку и накидываем вот так (на грудь, концы под мышками) один играющий лошадка. Другой - всадник. Скажи «но», чтобы лошадка поехала.

    Скрининг-диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста с ОВЗ проходит в ходе реализации программы на коррекционно-развивающих занятиях путем наблюдения за детьми и фиксации результатов в картах нервно-психического развития.

    Оказание консультативной и психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ, осуществляется также в ходе реализации программы путем индивидуального и группового консультирования.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Барто А.Л. Стихи для детей. –М.: АСТ, 2016. -45с.
    2. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    АДАПТАЦИОННАЯ Программа для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «ИГРУШКИ» Е.В.Добрынина, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»

    Слайд 2

    АДАПТАЦИОННАЯ Программа для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «ИГРУШКИ»

    Слайд 3

    Цель программы:

    Слайд 4

    Задачи логопедического воздействия:

    Слайд 5

    Формы и средства организации образовательной деятельности : Срок реализации Программы – 3 месяца (12 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры.

    Слайд 8

    Планируемые результаты : Ребенок с ОВЗ: -проявляет интерес к игровой деятельности; -эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; -самостоятельно выполняет игровые действия с предметами; -проявляет интерес к предметам ближайшего окружения; -понимает речь взрослых; -повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно); -самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы; -знает названия окружающих предметов и игрушек.

    Слайд 9

    Работа с родителями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

    Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

    1.     Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...

    Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

    Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

    Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

    Проект "Адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социуме»

    Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и напр...

    Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...