Главные вкладки

    ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПИРАМИДКА»
    рабочая программа по логопедии (младшая группа)

    Антонова Елена Вадимовна

    Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.

    Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл piramidka.docx24.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА  ДЛЯ   ДЕТЕЙ   РАННЕГО   ВОЗРАСТА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «ПИРАМИДКА»

    Е.В.Добрынина

    МБДОУ «Детский сад №122   «Солнечный  лучик», г.Чебоксары
    d14lena@mail.ru

    Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.

    Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.

    У детей  раннего  возраста  с ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ) часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы, это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной  социализации, поэтому проблема включения (инклюзии) таких детей в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

    Одним из таких современных направлений является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста и формирования благоприятных условий для развития его речи.

    Программа «Пирамидка» рассчитана на её реализацию с детьми первого уровня речевого развития.

    Цель программы:  совместная стимуляция психоэмоционального состояния ребенка 2-3 лет с ОВЗ, его речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

     Задачи программы:

    -развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими (на основе действий с предметами заданной цветовой модальности);  

    -развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.

    Основные принципы программы:

    1. Комплексный характер коррекционно-педагогического  воздействия  (совместное объединение усилий всех специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
    2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
    3. Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности  (предметно-манипулятивной).

    Исходя из ФГОС ДО  в «Программе» учитываются:

    • индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
    • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
    • специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    В основе предложенной Программы  лежат  главные принципы дидактики: переход от простого к сложному, системность. При определении последовательности работы над звуками учитывается онтогенетический принцип: в Программе подразумевается работа над гласными звуками [а], [у], [и], [о], [ы], [э]  и согласными звуками [н], [н’], [м], [м’]. На изучение каждого звука отводится по два занятия.

    Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 4 месяца (16 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры.  Последовательность работы с цветовыми символами: красный, желтый, зеленый, синий.

    Красный цвет стимулирует детей к активности, желтый помогает фантазировать, зеленый цвет  успокаивает, а синий цвет  уравновешивает.

    Планируемые результаты освоения Программы:

    Ребенок с ОВЗ:

    -проявляет интерес к игровой деятельности;

    -эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

    -самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;

    -проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;

    -различает красный, синий, зеленый, желтый цвета;

    -понимает речь взрослых;

    -повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);

    -самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;

    -знает названия окружающих предметов и игрушек.

    Содержание работы:

    Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием  (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).

    Пальчиковая гимнастика способствует  развитию  мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ,

    Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.

    Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.

    Игра носит предметно-манипулятивный характер  и направлена на действия с предметами зрительного ряда заданной цветовой модальности.

    Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук,  так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

    Программа «Пирамидка» состоит из четырех разделов (ступенек). Каждая ступенька соответствует колечку пирамидки: красному, желтому, зеленому и синему.

    Перечень игр и игровых упражнений носит приблизительный характер и может заменяться на аналогичные упражнения по усмотрению педагога.

    1 ступенька «Красное колечко». 4 занятия.  Тема «Фрукты, ягоды и овощи красного цвета». Зрительно-предметный ряд: игрушки-муляжи красного цвета (яблоко, помидор, клубника и т.д.).

    Пальчиковая гимнастика: «Лесная ягода», «Овощи», «Фрукты», «Компот».

    Дыхательная гимнастика: «Овощи – толстушки и овощи – худышки», «Синьор – помидор», «Щечки – яблочки»,  «Арбуз».

    Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [а], [у], упражнения «Бегемотик», «Окошечко», «Трубочка».

    Предметно-манипулятивные игры с игрушками красного цвета «Собери», «Положи в корзинку», «Найди и принеси», «Красные шарики».

    2 ступенька  «Желтое колечко». 4 занятия. Тема «Домашние птицы и их детеныши». Зрительно-предметный ряд: игрушки желтого цвета (цыпленок, утенок и т.д.).

    Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Солнышко», «Цып-цып-цып - цыплята», «Куд-куда, куд-куда».

    Дыхательная гимнастика: «Курица и цыплята», «Утята», «Крылья», «Петушок».

    Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [и], [о], упражнения «Улыбочка», «Окошечко», «Бублик».

    Предметно-манипулятивные игры с игрушками желтого цвета  «Покормим цыплят», «Утята плавают», «Все - к маме», «Утенок и цыпленок».

    3 ступенька «Зеленое колечко». 4 занятия. Тема «Играем на травке». Зрительно-предметный ряд: трава, игрушки зеленого цвета (мяч, машинка и т.д.).

    Пальчиковая гимнастика: «Шарик», «Флажок», «Домик», «Машинка».

    Дыхательная гимнастика: «Надуй игрушку», «Летят мячи», «Красивая игрушка», «Игрушки пляшут».

    Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [ы], [э], упражнения «Улыбочка», «Пароходик», «Горка».

    Предметно-манипулятивные игры с игрушками зеленого цвета  «Веселый мяч», «Найди игрушку», «Едем на машине», «Зеленые колечки».

    4 ступенька «Синее колечко». 4 занятия. Тема «Водоемы». Зрительно-предметный ряд: вода, игрушки синего цвета (кораблик, рыбка и т.д.).

    Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Кораблик», «Лодочка», «Рыбки»,

    Дыхательная гимнастика: «Шум моря», «Нагоним волны», «Дельфин плывет», «Рыбка».

    Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [н], [н’], [м], [м’], упражнения «Горка», «Парус», «Похлопай губами». Слоги: НА, НО, НУ, НИ, МА, МО, МУ, МИ. Слово: МАМА.

    Предметно-манипулятивные игры с игрушками синего цвета  «Плыви, кораблик», «Поймай рыбку», «Поиграем с дельфином», «Собери камешки», игры с водой.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

    Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

    1.     Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...

    Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

    Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

    Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

    Проект "Адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социуме»

    Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и напр...

    Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...