Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей
консультация по логопедии (старшая группа)

Родители должны принимать активное участие в речевом раз­витии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — важная часть сложного процесса формирования речи. Если роди­тели отстраняются от этой рабо­ты, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_privlecheniya_roditeley_k_logopedicheskoy_rabote.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы привлечения родителей

к работе по коррекции нарушений речи детей

Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.

Перечислим этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.

  • Знакомство

Чтобы родителям и логопедам было легче общаться друг с другом, предлагаем сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Родители оформляют бейджики в свободной форме.

  • Автоматизация звуков

Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. Автоматизация звуков — результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков — закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.

  • Закрепление изолированного звука

Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:

[с] — водичка и ветер шумят, насос качает колеса;

[з] — комар пищит;

[ш] — змея шипит;

[ж] — жук жужжит;

[л] — пароход гудит, самолет летит;

[р] — тигр рычит; мотор работает.

Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек. Можно предложить ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук [ж], [с], [з] и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или машинке путь в гараж. Можно использовать звуковую улитку.

  • Автоматизация звука в слогах

Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний — малоинтересный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах

  • Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
  • Произносить слоги: ша-шо- шу, ша-шо- шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги.
  • Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
  • Упражнение «Пальчики шагают». Пальчики «идут» по столу.
  • Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.

После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.

В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:

нужно «поймать» звук [ж] — выделить его из звуко-, слого-, словоряда;

как только ребенок услышит звук [ж], он должен хлопнуть в ладоши, поймать его:

А, Ж, Ш, ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ ЖУК, ЕЖИ; дидактические игры на автоматизацию звука: «Утка и утята», «Торт и свечи», «Малыш и погремушки», «Насос и колеса», «Компьютер и диски» и др. Описать их?

  • Автоматизация звука в предложениях

Цели данного этапа работы над звукопроизношением:

  • стимулирование речевой активности детей;
  • развитие их речевой коммуникативности.

Для этого можно использовать следующие игры: нужно составить предложение, назвав два слова с заданным звуком. Предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. Для этого нужно «включить» фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными. Можно поработать с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в»; «Ромашка, рвать, Рома». Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям. Родителям предлагается проговорить чисто говорки.

Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.

  • Рекомендации по выполнению домашнего задания

Правильно выбирайте время для занятий — шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашние задания в выходные дни.

Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20—25 мин.

Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Главные помощники в общении с ребенком — терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.

Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред. Л.И. Беляковой. М., 2005.

Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.

Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...

Материалы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста

Комплексные занятия для детей с нарушениями речи...

Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей

Работа с родителями для ло­гопеда всегда сложна. В насто­ящее время родители уделяют мало внимания речевым недо­статкам ребенка, считая, что в детском саду работают специ­алисты, котор...