Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".
консультация (старшая группа) на тему

Якушова Ирина Алексеевна

 

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённую позицию.

Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком - важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.

Участие родителей по коррекции звуковой стороны речи очень важный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_st.gr_.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей в наших руках…

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённую позицию.

Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком - важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.

Участие родителей по коррекции звуковой стороны речи очень важный момент.

Автоматизация звуков

Ребёнок, научившись произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.

Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребёнка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях.

Закрепление изолированного звука

Для закрепления изолированного звука используют звукоподражание:

  • [c] - водичка и ветер шумит, насос качает колеса;
  • [з] - комар пищит;
  • [ш] - змея шипит;
  • [ж] – жук жужжит;
  • [л] – пароход гудит, самолёт летит;
  • [р] – лев/тигр рычит; мотор работает;

Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек. Мы предлагаем ребёнку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук [ж],[с],[з] и т.д., либо показываем со звуком пчёлке дорогу к цветку или машинке путь в гараж. Можно использовать звуковую улитку.

Автоматизация звука в слогах.

Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребёнка вид деятельности. Если использовать игровые приёмы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдёт быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах

  1. Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно.
  2. Произносить слоги: ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги.
  3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
  4. Упражнение «Пальчики шагают». Пальчики «идут» по столу.
  5. Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.

После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача взрослых – научить ребёнка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук ещё очень «хрупкий», непрочный, ребёнок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.

В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:

  • нужно «поймать» звук[ж] – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
  • как только ребёнок услышит звук [ж], он должен хлопнуть в ладоши, поймать его:

А, Ж, Ш

ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ

ЖУК, ЕЖИ;

  • дидактические игры на автоматизацию звука: «Утка и утята», «Торт и свечи», «Малыш и погремушки», «Насос и колёса», «Компьютер и диски» и др.

Автоматизация звука в предложениях

Цели данного этапа работы над звукопроизношением:

  • стимулирование речевой активности детей;
  • развитие их речевой коммуникативности.

Для этого можно использовать следующие игры:

  • нужно составить предложение. Назвав два слова с заданным звуком, предложите ребёнку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. Для этого нужно включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
  • поработать с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в»; «Ромашка, рвать, Рома».

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям. Родителям предлагается проговорить чистоговорки.

Запомните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумывать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому постарайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.

Рекомендации по выполнению домашнего задания

Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашние задания в выходные дни.

Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 мин.

Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.

Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.

Список рекомендуемой литературы

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред. Л.И.Беляковой.М., 2005.

Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2009.

Кольцова М. М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей

Родители должны принимать активное участие в речевом раз­витии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — важная часть сложного процесса формирования речи. Если роди­тели...

Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей

Работа с родителями для ло­гопеда всегда сложна. В насто­ящее время родители уделяют мало внимания речевым недо­статкам ребенка, считая, что в детском саду работают специ­алисты, котор...

Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста как результат взаимодействия специалистов с родителями

В консультации обоснована важность взаимодействия родителей со специалистами при коррекции нарушений речи воспитанников, даны рекомендации для повышения эффективности данного взаимодействия...