Консультация для родителей: "Артикуляционная гимнастика дома".
консультация по логопедии

Семьянских Мария Юрьевна

Данный комплекс артикуляционных упражнений поможет родителям выполнять рекомендации логопеда дома со своим ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. В течение 10 минут. Упражнения проводят сидя перед зеркалом, взрослый показывает, ребенок повторяет. Взрослый контролирует правильность выполнения упражнений.

Статические подготовительные упражнения.

  1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек. (рис.9).
  2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек. (рис.10).
  3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек. (рис.11).
  4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек. (рис.12).
  5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз (рис.13).
  6. «Губы улыбаются». Губы растянуть в улыбку, видны передние сомкнутые зубы. Держать улыбку 5 сек. Убрать улыбку.

Каждое   из   перечисленных   упражнений   выполнять   четко, медленно по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз (рис.14).
  2. «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз (рис.15).
  3. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот. Присосать язык к небу. ( Язык будет напоминать шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. ) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. Держать рот открытым в таком положении 5 сек. Повторить 5 раз.

  1. « Гармошка». Сделать грибок. Не опуская языка, закрывать и открывать

рот ( как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка ). При повторении упражнения стараться открывать рот все шире. Следить, чтобы при открывании рта не провисала ни одна из сторон языка.

  1. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз (рис.16).

6. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз (рис. 17).

7. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз .

8. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (рис.19).

9. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад (рис.20).

10. «Накажем непослушный язык». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, пошлепывать, (разминать) его верхней и нижней губами, произнося: «пя-пя-пя». Цель: научиться  удерживать широкий язык-лопаточку в спокойном положении на нижней губе с
открытым ртом 5-10 с.

11. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала медленно, затем быстро с добавлением голоса. Произносить: бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык не сужался, движения языком были вперед-назад , язык должен облизывать верхнюю губу, а не  выбрасываться  вперед.

  1.  «Барабанщик». Рот открыть. Расстояние между боковыми  зубами верхней и нижней челюсти 1см. Нижняя челюсть не двигается! ( Если ребенок самостоятельно не удерживает челюсти в разомкнутом состоянии, вставляем между боковыми зубами с двух сторон обратные кончики чистых зубных щеток или вымытые указательные пальчики ребенка.) В таком положении бить широким передним краем языка по деснам сразу за передними резцами. Одновременно произносить на выдохе : «ды-ды-ды». Работает только язык. Темп нарастает!

  1. « Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине  языка. Выполнение: губы  держат улыбку, широкий  язык-лопатка лежит на нижней  губе. В таком положении  наклониться к краю стола, на котором лежит маленький ватный шарик, и дуть на ватку. Ватка должна улететь на противоположный край стола, по прямой траектории, не отклоняясь влево и вправо, где можно поставить «ворота» из пустых спичечных коробков. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы ! Нельзя надувать щеки ! Губы  держат улыбку, широкий  язык-лопатка лежит на нижней  губе.
  2. «Чистим зубы». Губы улыбаются. Рот открыт. Кончиком языка
    «чистим» за верхними передними зубами из стороны в сторону.
    Затем выполняем упражнение за нижними зубами.

15Пароход гудит». Губы улыбаются. Зубы хорошо видны. Зажимаем передними зубами кончик языка – лопаточки (5 мм.). В таком положении на выдохе тянем непрерывно звук «ы-ы-ы», должен слышаться четкий, твердый звук «л-л-л».

16. «Фокусник». Голову слегка запрокинуть. Рот открыть. Язык в положении «Чашечка» см. (статические упражнения) выдвинуть вперед. На кончик носа положить маленький кусочек ватки. В таком положении дуем на ватку. Ватка должна полететь строго вверх над головой. Цель упражнения: выработать хорошую, сильную воздушную струю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения".

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мя...

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика дома

Цель консультации: Пропаганда среди родителей специальных знаний по логопедической помощи детям.Задачи: 1. Расширить знания взрослых о значимости артикуляционной гимнастики для развития речевого ...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома»....

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома — это весело, полезно и интересно»

    Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастик...

консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"...

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома

Консультация для родителейАртикуляционная гимнастика дома  Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработ...