Индивидуальный профиль
материал по логопедии

Рябенкова Валентина Тихоновна

Индивидуальный профиль логопедического воздейтсвия для ребёнка с ТНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальный профиль25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный профиль логопедического воздействия для ребенка с ТНР (ОНР  1 ур. моторная алалия), воспитанника ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с поражением психики «Красный Бор»

Логопед:  Рябенкова В.Т.

г. Смоленск 2017 г.

Индивидуальный профиль логопедического воздействия является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в доме ребенка. Развитие детей, находящихся в условиях закрытого учреждения, обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами и существенно отличается от нормально развивающихся  сверстников, воспитывающихся в семье. Система логопедического воздействия направлена на оказание индивидуальной помощи в развитии ребенка, на профилактику раннего отставания, на коррекцию отклонений, на формирование личностного и интеллектуального потенциала ребенка, опираясь на метод, основанный на активном развитии сохранных функций и последовательном формировании нарушенных.

 Обследование   проводилось по методике Г.А.Волковой «Схема обследования детей с алалией»

Фамилия, имя ребенка      - Гриша М. (переведен из группы №7 в группу №1 для детей 3-4 лет)

Дата рождения

Дата обследования

Возраст на день обследования        - 3г.1мес.

В характере поведения:

Неустойчивое настроение, отсутствие контакта «глаза в глаза»

Особенности речи

Артикуляционный аппарат: готическое небо, вялость в мимической мускулатуре, недостатки губной артикуляции: не может надуть щечки, вытянуть губы в трубочку. Нарушено выполнение произвольных артикуляций : точность, дифференцированность, переключаемость. Дыхание слабое, выдох укорочен. Речь затруднена, представлена отдельными звукоподражаниями .Задания познавательного характера выполняет с направляющей помощью логопеда.

Недостатки развития ребенка

Развитие  эмоционально-волевой сферы

Медленный темп психической деятельности, проблема коммуникативного взаимодействия, бедность социального опыта, несформированность базисного доверия к миру, осознания собственного «Я»

Моторно-двигательное развитие

Нарушения общей, мелкой моторики, недоразвитие артикуляционного аппарата. Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.

Познавательная деятельность

Развитие познавательной сферы соответствует нижней границы нормы

Речевое развитие

Понимание обращенной речи в конкретной ситуации. Пассивный словарь крайне ограничен. Активный словарь представлен отдельными звукоподражаниями: ой, ав, му, га-га

Исходя из выявленных проблем, можно сделать вывод, что ребенок нуждается в создании специальных условий для устранения или ослабления имеющихся недостатков, социальной адаптации, коррекции речевых нарушений на основе специальных методов обучения.

Специальные методы обучения:

1.Подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий.

2.Создание специальной ситуации для привлечения внимания к заданию и возможность его выполнения ребенком.

3.Формирование мотивации к сотрудничеству с логопедом.

4.Чередование видов деятельности для предупреждения утомляемости и психической истощаемости ребенка.

5.Пошаговость в предъявлении программного материала с опорой на сохранное звено (в рамках познавательной деятельности).

6.Обеспечение удовлетворения естественных потребностей ребенка в движениях, в общении с взрослым.

7.Логопед-помошник и равный партнер в совместной деятельности.

8.Включение в логопедические занятия большого количества игр и игровых упражнений, игр-соревнований, практических заданий.

9.Насыщение занятий сенсорными впечатлениями.

10.Осуществление действенной преемственности в работе логопеда и воспитателей группы при проведении индивидуальной работы с ребенком.

11.Повторяемость программного материала до полного усвоения.

Цель: Построение образовательного процесса для ребенка с ТНР в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Основные задачи:

- Компенсация у ребенка трудностей развития, вызванных отсутствием семьи;

- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса ребенка;

- Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

- Устранение недостатков в развитии общей, ручной и мелкой моторики;

- Накопление объема правильно произносимых слов и выход во фразовую речь;

- Повышение уровня познавательной активности ребенка.

Используемые программы и методики:

-«Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

-«Воспитание речи у детей с моторной алалией» Н.И.Кузьмина В.И .Рождественская

-«Су-Джок» терапия

-Образовательная кинезиология: «Гимнастика мозга»

План индивидуального коррекционно-развивающего обучения (разработан на 3 мес.)

Занятия проводятся ежедневно: понедельник, среда, пятница – подгрупповое; вторник, четверг - индивидуальное

Направление коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей  работы

1

Уточнение неврологического статуса ребенка

Медикаментозное воздействие. Физиотерапевтическое воздействие (на  благоприятном фоне легче идет коррекция).

2

Развитие общей и мелкой моторики

Прыжки на обеих ногах, держась за руки взрослого. Ходьба с подниманием и опусканием рук («как птички, как бабочки»), с покачиванием рук над головой ( «деревья качаются») Ловить и бросать мяч от груди. Речедвигательные игры на развитие согласованных движений рук и ног: «Мы топаем ногами», «Тик так, сделай так» и др.

Пальчиковая гимнастика, развитие графических навыков: штриховка , обводка. Разрывание мягких цветных листов бумаги, закручивание и откручивание крышек на баночках и пузырьках.

3

Развитие моторики речевого аппарата

Артикуляционная гимнастика на развитие подвижности органов речевого аппарата: «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Собачка виляет хвостиком», «Индюк сердится». Нормализация пониженного тонуса мимических мышц лица средствами:

- самомассаж лицевой мускулатуры, который выполняет сам ребенок по показу логопеда;

- массаж ладоней и пальцев рук с помощью массажного шарика и колец по методике: «Су-Джок» терапия.

4

Формирование психологической базы речи

Включение в структуру занятий дидактических игр и игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления:

«Кого не стало?», «Какая картинка спряталась?», «Найди предметы одинаковые по цвету», «Развесь занавесочки» и др.

5

Формирование речевого дыхания

Дыхательный игротренинг: «Снежинка летает», «Шторм в стакане», «Фокус», «Сильный и слабый ветер»

Дифференциация ротового и носового дыхания.

6

Развитие фонематического восприятия и слуха

Развитие слухового внимания на неречевых звуках, в дидактических играх: «Кто как кричит?», «Кто позвал?». Закрепить произношение ряда гласных звуков (а, о ,у, и, ы )

7

Развитие восприятия и понимания обращенной речи

Накопление пассивного словаря при прохождении лексических тем: «Части тела», «Игрушки», «Одежда», «Посуда».

Понимание категории единственного и множественного числа существительных. Понимание различных форм словоизменения. Накопление понимаемого глагольного словаря, используя наглядные ситуации.

8

Стимуляция активной речи

Использовать эффективный прием одновременного проговаривания слогов с моторным действием (ребенок стучит молоточком по колышкам и произносит слоги: та-та-та, ка- ка-ка, да-да-да)

Формирование речевого подражания и подражательности с использованием различных предметов : с телефонной трубкой: «Алло, мама», «Алло, папа» , с шариком  (к шарику привязана игрушка-животное)  «Пока-пока», речевых игр с движением пальцев рук «Как живете?», «Это глазки-вот, вот», «Кулачок, кулачок». Создание проблемных ситуаций, способствующих вызыванию речи. Связывание слогов в слово, слов в простую фразу.

9

Звукопроизношение

Игровые приемы постановки звуков.

Звуки к-г-х

Покашливание при вызывании звука к;

Подражание крику гуся га-га-га;

Подражание смеху ха-ха-ха

Звуки с-з-ц

Свист в пузырек – с-с-с

Полет осы – з-з-з

Поманить рукой цыплят – цып-цып-цып

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков

10

Развитие познавательной деятельности

Группировка предметов по сенсорным признакам. Формирование функций обобщения: «Игрушки, Посуда, Одежда» Складывание разрезных картинок. Включение в занятия  элементов «Гимнастики мозга» для повышения работоспособности головного мозга.

Предполагаемый результат

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Расширился круг представлений об окружающем.

 Ребенок хорошо понимает обращенную речь, выполняет инструкции взрослого. Повысился уровень развития экспрессивного словаря.

Появилась  фраза из двух слов. Самостоятельно выполняет задания познавательного характера, используя ранее накопленный опыт. Формируется личностный потенциал ребенка: появилась активность, любознательность, самостоятельность. Установлены дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Дети дома ребенка медленно продвигаются в обучении, для усвоения

программного материала им необходимо  многократное предъявление заданий.

        1 ая неделя (индивидуальные занятия)

№ п

Линии развития

Содержание

Результат

Формирование эмоционального контакта

Игра-шутка: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…»

Развитие органов речевого аппарата

Пассивная гимнастика для губ (собирание губ в трубочку, растягивании губ в улыбку

Развитие общей моторики

Речедвигательная игра: «Тик-так, сделай так»

Ознакомление с окружающем

Лото «У кого?» Упрочивать связь между предметом и словом его обозначающим

Лексика

Уточнение и расширение пассивного словаря по теме «Игрушки»

Коррекция мышления

Формирование функций обобщения : «Отбери, картинки ,на которых изображены игрушки»

Сенсорика

Игровое упражнение «Найди фигурке место»

Активная речь

Игра с шариком. Вызывать в речи слова: «Пока-пока»

Дыхательный игротренинг

«Загони мяч в ворота»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой профиль

Речевой «профиль» состояния связной речи (1-ый год обучения)   Слугин Рома...

Организация управленческого воздействия на развитие профессионально-личностной компетентности педагога на основе индивидуального мотивационного профиля

Смещение направления образовательной деятельности в сторону индивидуализации требует внесения изменений в систему оценки качества образования  и коррекции процессов  управления качеством дош...

Индивидуальный латеральный профиль дошкольника.

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет увидеть многое в человеческой личности яснее и выбрать боллее эффективные методы при обучении...

Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий

Карта оценки эффективности педагогических воздействий...

Индивидуальный речевой профиль

Необходимо учителю - логопеду составлять на каждого ребенка индивидуальный речевой профиль...

Индивидуальный профиль социального развития (по Г.Б.Степановой)

Изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми....

1.2. Соответствие дополнительного профессионального образования профилю, полученному в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

1.2. Соответствие дополнительного  профессионального образования  профилю, полученному в  межаттестационный период,  профилю профессиональной  деятельности, стратегическим...