Внеурочная деятельность
рабочая программа по логопедии

Рябенкова Валентина Тихоновна

Рабочая программа по преодолению пробелов в развитии детей и опосредованному устранению речевых нарушений с помощью Су-Джок терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razumeyka.docx148.23 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Разумейка»

Программа рекомендована для дополнительных занятий (кружковая работа)

 в группе компенсирующей направленности

 с детьми 3 -4 летнего возраста

Разработала логопед Рябенкова В. Т.

Содержание

  1. Введение.
  2. Пояснительная записка.
  3. Нормативная база.
  4. Базовое положение Программы.
  5. Актуальность, новизна, целесообразность.
  6. Теоретическая значимость Программы.
  7. Адресная направленность.
  8. Основная цель Программы.
  9. Задачи Программы

10. Методы и приемы работы с детьми, используемые в Программе.

11.Результаты работы по развитию мелкой моторики и преодолению недостатков в развитии речи.

12.Список используемой литературы.

Введение

         

Данная программа основана на применении «Су-джок» терапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности. Проста, уникальна. эффективна, доступна и совершенно безопасна методика оздоровления организма, которую придумал в 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву. Он обнаружил, что кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки на кисте руки и стопе располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле. По теории Су-Джок точки соответствия речевым зонам Вернике и Брока находятся на верхних фалангах пальцев. Учеными доказано, что двигательные импульсы, идущие от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка – на кончиках пальцев». Исследования профессора М.М.Кольцовой также подтверждают зависимость формирования речевых областей от степени развития «тонких» движений пальцев. Ведь зоны этих функций в головном мозге соседствуют друг с другом и активное стимулирование зоны мелкой моторики помогает развиваться и речевой. Применение методики Су-Джок как раз и преследует эту цель. С помощью Су-Джок терапии можно решить многие коррекционные задачи: совершенствуют мелкую моторику, способствуют растормаживанию речи «безречевых»  детей, а также детей, у которых нарушено общение, развивают эмоциональную и интеллектуальную сферу.

Пояснительная записка

Логопедическая работа с детьми, воспитывающимися в доме ребенка, предполагает решение более широкого спектра задач по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это обусловлено многообразием проявлений речевых нарушений у детей, недостаточной сформированностью познавательной сферы, недоразвитием моторно-двигательных функций, незрелостью эмоционально-волевой сферы, коррекция которых способствует успешному продвижению в психоречевом развитии и дает шанс на достижение нормы. Только использование обширного материала, традиционных и нетрадиционных методик позволяет преодолеть или ослабить весь симптомокомплекс, имеющейся недостаточности. Одним из нетрадиционных методов, влияющим на речевое развитие детей дома ребенка является Су-Джок терапия.

Нормативная база

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1сентября2013г;

- Конвенция о правах ребенка;

- ФГОС дошкольного образования;

- Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой;

- Рабочая программа логопеда для детей  3-4 лет с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности на2017-2018  учебный год.

Базовое положение Программы

Базовое положение программы – учет возрастных, физиологических и речевых особенностей детей в методах и технологиях ее реализации. Удовлетворение главной потребности ребенка-сироты – внимание, забота и любовь окружающих его людей. Формирование личностного потенциала: активность, самостоятельность, уверенность, способность к волевому усилию.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Содержание программы ориентировано на преодоление пробелов в развитии детей в условиях дома ребенка, на опосредованное  устранение  речевых нарушений,  на эмоциональное благополучие, на удовлетворение потребности ребенка в речевом общении со взрослым. Новизна данной программы заключается в подборе произведений народного творчества и авторских текстов к заданиям Су-Джок терапии. Педагогическая целесообразность в том, что эта методика многофункциональна и подходит детям с разной патологией речи, находящимся в группе компенсирующей направленности. Ценность этого метода в отношении детей дома ребенка в том, что он направлен на преодоление трудностей в развитии, характерных для закрытого учреждения, на минимизацию последствий социального сиротства.

Теоретическая значимость Программы

Теоретическая значимость программы определяется дальнейшим развитием опыта коррекционной работы по Су – Джок терапии как компонента развития речевой системы в целом.

Адресная направленность

Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ  3-4 летнего возраста в группе компенсирующей направленности , часть из которых имеют стертую форму дизартрии.

Основная цель Программы

Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су-Джок терапии и обеспечение детям-сиротам заряда хорошего настроения.

Задачи, решаемые с помощью Су-Джок терапии:

- Общая активизация организма, отработка навыков                       регуляции и переключения, восприятие ритма;

- Развитие тонкой моторики и тактильных ощущений;

- Снятие мышечной и эмоциональной напряженности;

- Формирование у детей посильной самостоятельности, способности к волевому усилию;

- Вызывать у детей потребность в деловом общении, учить обращаться с просьбой к взрослому, благодарить;

- Активизация речевой деятельности детей через опосредованное воздействие (развитие тонкой моторики) на  речевые области коры головного мозга;

- Формирование интеллектуального и личностного потенциала ребенка.

Приемы работы с детьми, используемые в программе:

  1. Массаж ладошек и фалангов пальцев ребенка с помощью Су-Джок  массажером – стимулятором.
  2. Массаж пальцев рук ребенка с помощью эластичных колец.
  3. Развивающие игры на развитие внимания, памяти.
  4. Развивающие игры на формирование лексико – грамматических категорий:

-словоизменение;

-словообразование

Су-Джок стимулятор-массажер («суджик») представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами, разделенный на две половинки. Внутри шарика находятся два металлических колечка. С помощью  «суджиков» ребенок массажирует ладошки, а с помощью колечек – пальчики, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики, тем самым способствуя развитию речи.

Для реализации поставленных задач был составлен понедельный план занятий по Су-джок терапии. Занятия проводятся два раза в неделю. Дети дома ребенка для усвоения материала нуждаются в многократном повторении, поэтому каждое занятие дублируется.

Перспективный план

Октябрь

1-2-я недели

«Шарик – суджик» (Дети выполняют те действия, о которых говорится в стихах)

Шариком кружок катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Глажу, чищу я ладошки,

Будто с них сметаю крошки.

«Моя семья»  с кольцом - пружинкой ( дети надевают колечки на пальчики, начиная с большого пальца)

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

3 – 4-я недел

Игра – шутка « Хома-хомячок» ( с суджиком)

Логопед прячет  в кулаке шарик, при этом произносит:

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулачок,

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдешь себе возьми.

Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до суджика. Когда суджики розданы, все вместе катают их в ладошках.

«Этот пальчик» с кольцом – пружинкой

Дети надевают колечки, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

Этот все съел,

От того и потолстел.

Ноябрь

  1. 2-я недели.

«Ежик» ( Сначала ребенок катает суджик по ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.)

Ежик бегал по ладошке,

У него устали ножки.

На спинке иголки, ох и колки!

Ежик ростом очень мал,

Нам иголки показал.

А иголки тоже на ежей похожи.

« Белка» (с колечками – пружинками)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

3 -4-я недели

« Птичка» (с суджиком)

Маленькая птичка

Принесла яичко.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим,

Мы яичко отдадим.

« Пекарь» ( с колечками – пружинками)

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки -  Ванюшке,

Да пряники – Настюшке,

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Гришке,

Да крендель – Мишке. (авторская)

Декабрь

1 -2-я недели

Игра – забава « Дарики – дарики»   ( шариком касаться частей лица)

Дарики – дарики,

Злые комарики.

Вились, кружились,

В носик вцепились ( в щечку вцепились, в лобик, в ушко, в другое ушко)

« Мальчик - с – пальчик» ( с колечками)

Мальчик – с – пальчик,

Где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил  я лису, медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

3 – 4-я недели

«Зимние забавы» с  шариком

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

В низ с горы на санках мчаться. (дети катают шарики в ладошках)

«Новый год»

Праздник  приближается

Елка наряжается (ребенок катает шарик между ладошками)

Мы развесили игрушки

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь снежинки и фонарики висят,

Блеском радуют ребят. (поочередно надевают колечки на пальчики, начиная с мизинца)

Январь

3 – 4-я недели

«Дикие звери зимой» (с суджиком)        

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны проспит,

Спит зимою бурундук,

Колючий еж и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

«Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Наши пальцы украшаем,

Надеваем и снимаем

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Февраль

1 – 2-я недели

«Рыбки»        

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

(дети перекладывают шарик из рук в руку)

То сомкнутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

(сжимать и разжимать кольцо в ладони)

Много нас, а он один.

Эта долька для ужа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для ежа,

(массаж пальцев кольцом, начиная с большого)

А для волка кожура!

3 – 4-я недели

«Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха.

(дети катают суджик между ладонями)

Кусь,  кусь,  кусь, кусь, кусь

(ребенок шариком колет каждый пальчик на левой руке)

Никого я не боюсь!

«Дорожка» ( с колечками)        

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальцем мяч начну катать!

Указательным и средним,

Безымянным и последним!

Март

1 -2-я недели

«У ворот»

Как у наших у ворот

Сидит черный – черный кот.

(дети катают суджуки по ладошкам)

Как у нас во дворе

Ходят курочки две.

Вот рогатая коза,

Ох, и злющие глаза!

Ну а в будке сидит пес,

Я косточки ему принес.

(катают суджики по пальчикам)

«Весеннее солнышко»

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось,

Лучики расправило,

Тепло земле направило.

Первый – лучик самый смелый,

Встретил его зайка серый.

Этот лучик прыгнул в лес,

На высокий дуб залез.

Ну а этот очень ловко

Примостился на морковке.

Этот лучик – прыг, скок, скок,

Сел на маленький цветок.

Этот самый маленький

Прыгнул мне в кровать,

Засмеялся весело:

«Эй, пора вставать!» (авторская разработка)

3 -4-я недели

«Про лягушку»

Вот лягушка: «Ква – ква – ква!»

Полюбуйтесь какова!

( дети сжимают суджик между ладонями)

Рот большой открыла: «Оп!»

Быстро мошку съела: «Хлоп!»

(суджик на левой ладошке, правой хлопают по суджику)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем,

Насекомых называем:

(дети катают шарики между ладошками)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же здесь звенит,

Ой, сюда комар летит.

( надевают колечки на пальчики)

Апрель        

1 – 2-я недели

«Самый внимательный» (развитие внимания, памяти)

Логопед предлагает разные задания: взять шарик в правую (левую) руку, покатать шарик по столу, спрятать шарик под стол, подбросить его, накрыть ладошкой.

«Один – много»

Логопед толкает шарик ребенку и называет слово, например, « мяч», ребенок ловит шарик и отправляя его назад называет слово во множественном числе: «мячи».

3 – 4-я недели

«Назови пальчик»

Логопед надевает на пальчики ребенка в разбивку эластичные колечки, ребенок называет пальчики.

«Назови ласково»

Логопед, толкая шарик ребенку, называет слово, ребенок возвращая шарик, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: кукла – куколка, зайка – заинька и т.д.

Май

1 – 2-я недели

«Какого шарика не стало?» (развитие внимания, памяти)

На столе 4 шарика разных по цвету. Дети называют: красный, синий, зеленый, желтый. Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает шарик. Затем усложнить задачу: увеличить количество шаров до 5-ти или поменять 2 шарика на фиолетовый и оранжевый.

«Кому? У кого?» (отработка падежных окончаний)

На столе расставлены игрушки-животные. Логопед предлагает детям раздать шарики животным. Вопросы детям: «Кому дал шарик? У кого зеленый шарик?»

3 – 4-я недели

«Какой?» ( на закрепление названий цветов)

Логопед отталкивает от себя шарик к ребенку и задает вопрос: «Какой по цвету?» Ребенок, поймав шарик, дол жен назвать цвет и толкнуть шарик назад.

«Кому? С кем?» (словоизменение)

Дети сидят за столом напротив друг друга и катают шарики. Логопед задает вопросы: « Кому покатил шарик? С кем играешь?»

Знания, полученные таким образом, эмоционально воспринимаются детьми и поэтому надолго сохраняются в памяти.

Результаты работы кружка по развитию тонкой моторики и коррекции речевых нарушений

 Кружковая работа позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшать моторные функции рук, тем самым способствовать улучшению речи детей. Практическая значимость работы кружка заключается в овладении детьми практическими  действиями с суджиками и колечками и овладение детьми организованной двигательной активностью, что способствует развитию не только речи и интеллекта, а повышению уровня произвольного внимания.

Перед началом работы кружка и по окончании работы была проведена диагностика по методике Ю.В.Микляевой «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей»

Оценивались умения:

- поздороваться;

- обратиться с просьбой;

- привлечь внимание;

- побудить к действию;

- передать информацию;

- поблагодарить;

- спросить;

- задать уточняющий вопрос;

- выразить несогласие;

- выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров – 1 балл.

Невыполнение – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.

Низкий уровень – 3 и менее баллов.

Средний уровень – 4 -6 баллов.

Высокий уровень – 7 -10 баллов.

Таблица 1

И.Ф. ребёнка

Период обучения

Показатели коммуникативных умений  и их оценка в баллах

Поз-доровать-ся

Обратить-ся с просьбой

Привлечь вни-ма-ние

Побудить к дейтсвию

Передать информа-цию

Поб-лаго-да-рить

Спросить

Задать уточняющий вопрос

Выразить несо-гла-сие

Выразить отрица-ние

Бал-лы

Аня М.

Н.г.

0

1

1

0

0

0

0

0

1

1

4

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Лиза А.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

8

Ваня К.

Н.г.

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

5

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Лера П.

Н.г.

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

5

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Лена С.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Алеша Г.

Н.г.

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

4

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Руслан А.

Н.г.

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

6

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Маша Б.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Женя М.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

5

Вова К.

Н.г.

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

К.г.

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

4

Настя Б.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Катя А.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Рома Т.

Н.г.

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

5

К.г.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

9

Гриша  А.

Н.г.

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

3

К.г.

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

5

Таблица 2

Оценка каждого из параметров моторного развития  – 1 балл.

Невыполнение – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4.

Низкий уровень – 0-1  балла.

Средний уровень – 2-3 балла.

Высокий уровень – 4 балла.

И.Ф. ребёнка

Период обучения

Показатели моторных функция и  их оценка  в баллах

Умение выделять палец из кулачка (начиная с большого к мизинцу и наоборот)

Согласованные движения пальцев рук

Разнонаправ-ленные движения ладоней рук

Удерживание предметов тремя пальцами

(щипцовый  захват)

Баллы

Аня М.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

0

1

1

1

3

Лиза А.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

0

1

1

1

3

Ваня К.

Н.г.

1

0

0

0

1

К.г.

1

1

0

0

2

Лера П.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

0

0

1

1

2

Лена С.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

1

1

1

1

4

Алеша Г.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

1

0

0

1

2

Руслан А.

Н.г.

1

1

0

0

2

К.г.

1

1

1

1

4

Маша Б.

Н.г.

0

0

1

0

1

К.г.

1

1

1

1

4

Женя М.

Н.г.

0

0

1

0

1

К.г.

0

0

1

1

2

Вова К.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

0

0

1

0

1

Настя Б.

Н.г.

0

0

0

0

0

К.г.

0

0

1

1

2

Катя А.

Н.г.

0

0

1

0

1

К.г.

1

1

1

1

4

Рома Т.

Н.г.

1

0

0

0

1

К.г.

1

1

0

0

2

Гриша  А.

Н.г.

0

0

1

0

1

К.г.

0

0

1

1

2

Благодаря кружковой работе отмечается положительная           динамика в развитии коммуникативных умений: увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем и отсутствуют дети с низким уровнем.

Таблица 3

Уровень сформированности

коммуникативных навыков

Количество детей

(10 детей)

н.г.

к.г.

Низкий уровень

8  -   57%

0

Средний уровень

6  -43 %

3  - 21%

Высокий уровень

0

11  - 79%

Таблица 4

Уровень сформированности

моторных функций

Количество детей

(10 детей)

н.г.

к.г.

Низкий уровень

13 - 93%

1 -7%

Средний уровень

1- 7%

9 - 64%

Высокий уровень

0

4  -29%

Выводы: Кружковая работа была правильной и содержательной и дала хорошие результаты:

- Расширились речевые навыки, навыки общения, исчез страх речи у неговорящих детей;

- Увеличился активный словарь детей;

- Повысилась познавательная активность детей;

- Сформированы качества эмоционально благополучного ребенка: активность, самостоятельность, уверенность.

Список литературы

1.Пак Чже Ву Вопросы теории и практики Су - Джок терапии. Издательство «Су – Джок  Академия» Москва. 2009.

2.Цвытарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

СПб. Издательство «Лань» 2002.

3.Галкина Г.Г.  ДубининаТ.И.  Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: ИздательствоГНОМ,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Занятие по внеурочной деятельности "Тайна синего моря"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Тайна синего моря» Задачи:Учить конструировать рыбок в технике оригамирасширять...

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу,...

"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"

Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...