Направления работы по совершенствованию фонематического восприятия у дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Перегонцева Олеся Владимировна

В данном материале я подобрала игры и упражнения для развития фонематического восприятия. Для определения эффективности коррекционной работы мною был проведен контрольный эксперимент, где была прослежена динамика развития фонематического восприятия у детей с нарушением звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_raboty.docx297.92 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы по совершенствованию фонематического восприятия у дошкольников

Формирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ ДС №37 «Мальвинка»  г. Смоленска.

В эксперименте участвовали 7 детей в возрасте 5,5 – 6 лет

с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Они составили экспериментальную группу. Контрольная группа не привлекалась к работе. 

Цель формирующего этапа исследования: развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН. 

Коррекционное обучение длилось в течение трёх месяцев

(январь–март 2018г.). С детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия 2 раза в неделю, во второй половине дня с 15.30 до 16.00. Во время проведения эксперимента мы столкнулись со множеством трудностей. В группе в которой мы проводили эксперимент был ребёнок очень гиперактивный. Нам очень сложно было найти к нему индивидуальный подход, он неохотно шел на контакт. Было очень сложно сосредоточить его внимание, он отвлекался на всё, что только можно. Но нам всё-таки удалось привлечь его внимание.

 К речевому материалу на занятиях предъявлялись требования:

– изучаемый звук произносится во всех доступных сочетаниях;

– он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;

– не включаются нарушенные в произношении звуки;

– одновременно учитываются слоговой состав слов, его лексическое значение и грамматическая структура предложения.

Эксперимент был построен в соответствии с уровнем развития

фонематического восприятия, выявленным у детей.

В систему упражнений, по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического восприятия у детей

с ФФН. Для упражнений подбирались отдельные звуки, слоги, слова.

           В то же время сложность предлагаемых заданий, комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие слоговой структуры слова меняются

в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи.

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия проводилась в два этапа:

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов

к правильному восприятию и воспроизведению звука.

  1. Основной этап (коррекционный).

Цель: развитие фонематического восприятия.

Рассмотрим подобнее каждый из этапов.

На первом этапе проводится формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики рук, работа по формированию фонематического восприятия, слухоречевой памяти, просодических компонентов речи.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми в медленном темпе, под счет, перед зеркалом, так как детям нужна зрительная проверка. Ребенку предъявляется картинка-образ и словестная инструкция. Например, перед детьми на доске крепилась картинка упражнения «Улыбочка» и давалась инструкция: «Улыбнитесь, зубки не видны, удерживайте растянутые губы в улыбке». Дети приучаются внимательно слушать, точно исполнять, запоминать последовательность действий. Если ребенок затрудняется выполнить то или иное упражнение, оказывалась механическая помощь. Использовались приемы в виде сказок, предъявления волшебного мешочка с интересными картинками, в виде построении лодки для дальнего плавания, разминки перед путешествием и т.д. Все упражнения предлагались в зависимости изучаемого звука. Практика показала, что детям очень нравится заниматься артикуляционной гимнастикой, особенно когда в ней присутствуют сюрпризные моменты.

На данном этапе так же осуществлялась работа по развитию мелкой моторики рук. Использовалась пальчиковая гимнастика, игры – шнуровки, («Зашнуруй ботинок»), игры с прищепками («Солнышко»), игры в песке. В таких играх дети очень расслабляются, раскрепощаются и ведут себя спокойно и уверенно. Пальчиковая гимнастика не только помогает развивать мелкую моторику, но и помогает ребенку формировать фонематическое восприятие, слух, правильное звукопроизношение.  

Одной из задач данного этапа являлось развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносились персонажем занятия: дети повторяли «вопилки» и «дразнилки», с волнами пели песенки, с Мишкой играли в «Волшебную палочку», воспроизводя слоги. Дети выделяли на слуховом уровне звук из ряда других звуков, слогов, слов.

Игра «Ловишки».

Инструкция: «Ловить мяч мы будем только тогда, когда услышите звук [с]». (Детям на заданный звук нужно хлопнуть в ладоши). 

          Игра «Веселая дорожка».

Инструкция: «Шагать по нашей веселой дорожке мы будем с вами в том случае, если услышим звук [ш]». (На услышанный звук, дети выкладывают дорожку фишками).

Использовались упражнения на узнавание правильного и неправильно произношения.

          Упражнение «Весёлые прыжки» Инструкция: " Я буду проговаривать вам слова, еслы вы услышите звук [c]- делаете прыжок, если услышите звук [ш]-хлопаете в ладоши, если в слове данных звуков нет- стоите на месте".

Мишка,миска,кошка,ложка,фишка,слива,сапог,птичка,шар,шкаф,сыр,пир,малыш,конверт,шишка,коза,коса,трава,забор, собор, суп, шуруп, зуб, мышка ,крыша, крыса, кассета, санки, рубашка.

 

Упражнение «Угадай, что это?»

Инструкция: «Я буду говорить вам что это, а вы мне скажите правильно я произношу или нет?»

          Это фыфка?  Это шиска?  Это сыска?  Это фышка?  Это шишка?

На втором этапе целью послужило развитие фонематического восприятия.

Он состоит из следующих разделов формирования фонематического восприятия:

I.  Дифференциация слов, близких по слоговому составу;

II. Дифференциация слогов;

III. Дифференциация фонем.

     В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрировался. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей. Выполняя данные упражнения у детей прослеживался интерес. Дети активно участвовали во всех заданиях.

Мы приведем примеры дидактических игр каждого раздела:

I. Упражнения на дифференциацию слов, близких по звучанию:

1. Игра «Внимательные ушки»

Описание игры: логопед просит детей хлопнуть в ладоши, если он произнесет слово неправильно, если правильно – топнуть ногой. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

2.  Игра «Запретное слово»

Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

          3. Игра «Придумай слово»

Описание игры: логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

II. Упражнения на дифференциацию слогов:

1.  Игра « Сказочный медвежонок»

Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба,

по – бо, пу – бу, па –па – па, ба – ба – ба.

  2.     Игра «Какой слог лишний?»

Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

  1. Игра «Телефон»

Описание игры: дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

III. Упражнения на дифференциацию фонем:

  1. Игра «Поймай звук»

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

  2. Игра «Медведица и медвежонок»

Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости.

Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы–Ы–Ы», потом медвежонок: «И–И–И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)

  3. Игра «Волшебные звуки леса»

Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие

по волшебному лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей

и спрятаться, услышав песенку волка «у–у–у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.

Данные направления реализуются на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях, в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается в процессе автоматизации и дифференциации звуков. Параллельно проводится работа над усвоением грамматических, лексических категорий языка. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя очень важны в педагогической практике, это очень помогает в процессе логопедической работы. Материал к логопедическим занятиям следует подбирать с учетом возрастных особенностей ребёнка. Очень важно следовать структуре занятия. Содержание логопедического занятия должно включать только тот материал, который был знаком дошкольникам. При правильной и четкой, а главное своевременной логопедической работе дети могут овладеть правильным звукопроизношением в короткие сроки. Конечно очень важно желание не только ребенка, но и родителей в том, чтобы исправить речевой дефект, а для этого нужно как можно чаще повторять артикуляционные упражнения и конечно выполнять то, что советует логопед.

Динамика развития фонематического восприятия у детей

с нарушением звукопроизношения

Для определения эффективности коррекционной работы нами был проведен контрольный эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось по тем же заданиям, что и в констатирующем эксперименте. В эксперименте участвовали дети контрольной группы – дети с ФФН до момента проведения коррекционной работы и экспериментальной группы – дети с ФФН после проведения коррекционной работы. Система оценки осталась прежней, что и на констатирующем эксперименте.

На момент проведения контрольного эксперимента состояние фонематического восприятия у детей экспериментальной группы значительно улучшилось. Многие ребята уже без ошибок могли выделить звук в звуковом ряду. Правильно воспроизводили слоговые цепочки. Отвечали на задания четко и правильно. Некоторые задания и вовсе не вызывали трудностей, но, к сожаления так было не для всех детей. При проведении данного эксперимента мы поняли, что чем раньше был выявлен речевой дефект и была проведена логопедическая работа, тем быстрее был достигнут желаемы результат. Во время эксперимента дети охотно шли на контакт, ребята активно отвечали на все вопросы. Было видно, что дети были увлечены работой. Во время проведения нашего эксперимента чувствовалась дружелюбная атмосфера.

При проведении качественного анализа было выявлено, что, Ярослав С., при обследовании изолированных звуков, поднимал флажок верно, легко справлялся с заданиями на дифференциацию слов-паронимов, на различение правильно и неправильно произносимых слов. Стал различать шипящие звуки, которые были нарушены до начала коррекционной работы. Михаил К., выполнял задания четко, у мальчика прослеживался интерес. На момент первичного обследования у ребенка наблюдались замены звуков [с]–[с’], [с]–[з], [р]–[л], но после проведенной работы, произношение данных звуков улучшилось и на конечном обследовании Михаил полностью дифференцировал их. С последующими заданиями Михаил К., справился без особых затруднений. Среди всех детей он набрал высший балл. Такая же картина прослеживалась и при обследовании Аня А. свистящие и шипящие звуки девочка дифференцирует верно, как изолированно, так и в слогах. Звук [л] изолированно произносится правильно. Аня А., дифференцировала слова–квазиомонимы, легко справлялась с дифференциацией дефектного звука от правильного. У Маши М., наблюдалось правильное изолированное произношение сонорных звуков, а так же свистящих и шипящих, но девочка допускала малейшие ошибки при дифференциации. Так, при воспроизведении слоговых цепочек [са]-[са]-[ша], [са]-[жа]-[са] отвечала [са]–[са]–[жа], [са]–[жа]–[са], с остальными заданиями Маша М. справилась. При обследовании фонематического восприятия у Ярослава С., было выявлено, что ребенок дифференцирует все звуки изолированно, хотя изначально допускал ошибки при обследовании звуков [с] и [ш]. При дифференциации слогов допускал ошибки. Например, на просьбу воспроизвести цепочки [сы]-[зы]-[зы], [ца]-[са]-[ца], ребенок воспроизвел [сы]–[сы]–[зы], [ца]–[ца]–[ца]. С упражнением, направленным на

 дифференциацию слов-паронимов Ярослав в некоторых случаях опирался на картинный материал. Менее успешен был Кирилл М., при первичном обследовании у мальчика был выявлен низкий уровень сформированности фонематического восприятия. Обследуя дифференциацию изолированных звуков, мальчик продолжал поднимать флажок на звук [р’], при обследовании [р]. Испытывал затруднения при дифференциации свистящих и шипящих звуков: [ча]-[ча]-[ща], [са]-[са]-[ша], [ца]-[са]-[ца] – [ча]–[ча]–[ча], [са]–[са]–[жа], [ца]–[ца]–[ца]. Путался в дифференциации слов-квазиомонимов, но при повторной просьбе показать картинку – исправлялся. При выполнении задания на дифференциацию слов-паронимов в предложении опирался на картинный материал. Среди детей экспериментальной группы Кирилл М., набрал меньшее количество баллов. Мы считаем, что на данный результат существенно повлияла невнимательность ребенка. Кирилл М. не проявлял заинтересованности на занятии. Проводя количественный анализ, детям, так же как и в констатирующем эксперименте начислялось определенное количество баллов, результаты которых, представлены в таблице 2.

Из представленной ниже таблицы видно, что у детей экспериментальной группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия. Можно сделать вывод о том, что дети с ФФН, после проведенной с ними коррекционной работы, выполняя задания, перестали испытывать трудности в различении, дифференциации схожих на слух и в произношении. Дети стали лучше произносить слоговые цепочки, свободно различать правильное произношение от неправильного.

Мы считаем, чем раньше начинать логопедическую работу с ребенком, тем быстрее будет достигнут желаемый результат. Важно, чтобы с детьми логопедическая работа проводилась не только в дошкольном учреждении, но и дома. Часто мы сталкиваемся с такой проблемой, что родители просто не обращают внимание на недостатки речевого развития, считают, что данная проблема устранится сама, но это огромное заблуждение.

Таблица 2

Сводная таблица результатов обследования детей экспериментальной и контрольной групп

 

Задания

Уровни

Высокий % (чел.)

Средний % (чел.)

Низкий % (чел.)

Э.Г.

К.Г.

Э.Г.

К.Г.

Э.Г.

К.Г.

1 задание

57,2%(4)

28,6%(2)

57,2%(4)

14,3%(1)

42,9%(3)

2 задание

42,9%(3)

28,6%(2)

28,6%(2)

28,6%(2)

71,5%(5)

3 задание

57,2%(4)

28,6%(2)

42,9%(3)

14,3%(1)

57,2%(4)

4 задание

57,2%(4)

28,6%(2)

42,9%(3)

14,3%(1)

57,2%(4)

5 задание

57,2%(4)

14,3%(1)

57,2%(4)

28,6%(2)

42,9%(3)

По результатам контрольного эксперимента, нами так же была составлена диаграмма, отражающая сравнительную характеристику результатов экспериментальной и контрольной групп. (Рис. 2)    

      Представленная диаграмма на рисунке 2 наглядно демонстрирует значительное улучшение фонематического восприятия у всех детей. 57,2% детей демонстрируют высокий уровень сформированности фонематического восприятия, 28,6% детей демонстрируют средний уровень и 14,3% низкий уровень фонематического восприятия.

Рис. 2. Сравнительная характеристика результатов обследования экспериментальной и контрольной группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками

В своей работе использую технологию - развивающие игры. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психиче...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Методические материалы для логопеда "Совершенствование фонематического восприятия дошкольников"

Этапы формирование фонематического восприятия у дошкольников. Методика работы по совершенствованию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Основные направления работы по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников

Основные направления работы по развитию фонематических представлений в форме таблицы....

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...

Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...