Методические материалы для логопеда "Совершенствование фонематического восприятия дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Тарасова Оксана Олеговна

Этапы формирование фонематического восприятия у дошкольников. Методика работы по совершенствованию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для логопедов.

Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 Стадии формирования фонематического восприятия (Левина):

  1. стадия - Полное отсутствие дифференциации звуков речи (нет понимания речи) – ДОФОНЕМАТИЧЕСКАЯ  СТАДИЯ (до 3 –х месяцев – в норме)

Если эта стадия длится дольше – это говорит  о патологии слуха – следовательно, нужна консультация сурдолога.

Гороховый метод – (используется горох, гречневая крупа и манка – насыпается в баночки от киндер сюрприза до ½).

Если ребенок воспринимает: горох – 60% нарушения слуха (ДБ)

                                                  гречку – 40% нарушения слуха

                                                  манку – 30% нарушения слуха.

Берут 2 коробки:  1 – полная , 2-я – пустая. Работают 2 человека. Первый отвлекает ребенка зрительно (яркой игрушкой), а 2 человек сзади подходит к ребенку и с двух сторон одновременно делает движения руками с коробками. В норме ребенок реагирует на звук, поворачивая голову. Начинают с гороха, затем гречка и манка.

Если ребенок реагирует на манку, то слух в пределах нормы (НО НЕ НОРМА!) – т.е. снижение слуха до 20 ДБ, следовательно, снижение восприятия глухих звуков и шипящих – они находятся за порогом восприятия.

Проверка восприятия звуков:

  1. Интервокально АПА – АСА – АКА;
  2. Выяснить в каком возрасте ребенок начал реагировать на речь (норма – в пределах 3-х месячного возраста).
  1. стадия – становится возможным восприятие акустически далеких фонем (а близкие – дифференцируются) не различают правильное неправильное произношение звуков (с 3 до 6- 9 месяцев)
  2. стадия – начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками, однако, с предметом (символом, изображающим данный звук) может соотносить и правильное и искаженное произношение. Может быть, сосуществование двух типов произношения: искаженного и правильного.
  3. стадия – при восприятии речи у ребенка преобладают новые правильные образцы. Экспрессивная речь практически соответствует норме, но фонематическая дифференциация не стойкая – это проявляется при восприятии новых слов и обуславливает смешение звуков речи. (Максимальная граница 4 года)
  4. стадия  - проходит завершение формирования фонематического развития. У ребенка и восприятие и экспрессивная речь должны быть правильными. Ребенок осуществляет полную дифференциацию всех звуков и по способу и по месту образования, отличает правильное произношение от неправильного. (Верхняя граница 5 лет).

По Швачкину Н.Х. различение звуков фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. В начале формируется различение звуков, затем различение согласных.

Гласные  «сонорнее»  согласных и они воспринимаются легче и раньше.

По Пешковскому А.Н. гласные в русском языке встречаются в 5 раз чаще, чем согласные.

Различие между наличием и отсутствием гласного возникает раньше, чем различие согласных.

Из гласных ребенок раньше начинает узнавать звук «У».

Среди согласных – раньше выделяет сонорные (т.е. они по акустической окраске более близкие к гласным) – до 1 года ребенок начинает узнавать М, Н, Л, Р, а воспроизводить – на  4 году жизни (из-за сложных моторных укладов).

Если при проверке у 4 летнего ребенка нет восприятия соноров – у него грубое нарушение фонематического восприятия.

Среди шумных согласных ребенок раньше узнает те, которые у него имеются в речи (артикулируются).

ДО ЭТОГО МОМЕНТА НА КАЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ ВЛИЯЛ ТОЛЬКО СЛУХ, А С ЭТОГО МОМЕНТА НАЧИНАЕТ ВЛИЯТЬ И АРТИКУЛЯЦИЯ!

Т.е. взаимовлияние слуха и артикуляции на основе кинестетического образа звука (ощущения от произнесения звука).

Правильное соотношение вызовет предупреждение дисграфии

 (по типу замен глухих - звонких, твердых – мягких согласных, йотированных гласных).

Для созревания клеток слухоречевой зоны Вернике необходима достаточная речевая среда и витаминно-минеральный фон.

Далее ребенок начинает различать твердые и мягкие согласные (сначала те, которые артикулируются, а затем те, которые начинают появляться в речи).

Это различие объясняется тем, что различение твердых и мягких звуков в русском языке семантически значимо (при наличии мягкого звука значение слова меняется). В русском языке после каждых

     2  твердых встречается 1 мягкий согласный.

Далее ребенок усваивает дифференциацию согласных внутри групп (сначала сонорных, затем – шумных).

Различение сонорных внутри групп происходит в следующей последовательности:

  1. дифференциация между группами назальных (М, Н) и плавных (Л, Р);
  2. учат различать внутри группы «М» от «Н»;
  3. затем различать «Л» от «Р».

1 этап -  при изучении «М» исключаются все сонорные.

2 этап  - нельзя  включать слова со звуком «Н», но можно включать звуки «Л» и «Р».

Это необходимо учитывать при подборе речевого материала.

Различение внутри групп шумных. Дети прежде начинают различать звуки, различающиеся:

-  по месту образования:

На 1 этапе  - сначала губные и язычные (Б-Д, Б-Г). В различении этих звуков определенную роль играет и зрительный анализатор (слух и зрение) на 2 этапе  - зрение исключаем – рот прикрываем специальным экраном.

- по способу образования:

  • взрывные от фрикативных.

Взрывные различаются и артикулируются раньше фрикативных, это обусловлено особенностями артикуляции, т.к. наличие «смычки» усиливает кинестезии;

  • далее различаются передние и заднеязычные (т.е. внутри группы язычных звуков).

Но дети не различают передние звуки между собой (также как и заднеязычные)!

  • дифференциация глухих и звонких (они акустически и артикуляционно очень близки).

Усвоение дифференциации начинается с акустического различения. На основе различения по слуху возникает произносительная дифференциация. В свою очередь произносительная дифференциация способствует акустической дифференциации.

  • различение свистящих и шипящих.

При этом  свистящие е различаются внутри группы и шипящие то же.

  • дифференциация сонорных от йота.

Лучше заранее написать карточки с речевым материалом.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

               (Методика работы)

Развитие фонематического восприятия должна осуществляться с учетом формирования в онтогенезе и проводится поэтапно.

1 этап-Совершенствование фонематического  восприятия.

2 этап – Развитие (формирование) фонематического восприятия.

Формирование отсутствующего звука строится на совершенствовании имеющихся у детей звуков.

Узнавание должно предшествовать постановке звука.

  1. дифференциация неречевых звуков:
  • сначала далеких по звучанию
  • затем близких по звучанию.

             Берется от 2 до 5 предметов в зависимости от возраста ребенка (2 года – 2 предмета, 5 лет – 5 предметов, однако начинать следует с 2-х предметов).

  1. дифференциация неречевых и речевых звуков
  2. восприятие речевых звуков целесообразнее в следующей последовательности:

Гласные - У, О, А, Э, Ы, И.

           У – самолет и буква «У»  (при этом специально буквы не учим).

При изучении звука «О» (звук «У» исключаем). И в такой последовательности изучаем все остальные звуки. Затем начинаем их дифференцировать между собой: А – Э, Ы – И, У – О.

Для ребенка раннего возраста  используем к звуку не картинку звукового символа, а объемную игрушку! (самолет).

  • Гласные сначала выделяют из согласных («У» из шумных).
  • Гласные выделяют из ряда гласных,  исключая близкие по форманте.

       («У», исключая «О»)

  • Сначала изучаем «У», затем «О», а потом их дифференцируем между    

        собой.

  • Далее гласные в слогах (обратных, прямых, закрытых).
  • Гласные в словах:

      а) ударный в начале слова; ударный в середине (мак, сом)

      б) затем безударный  в той же последовательности.

  Работа над согласными.

  1. Сонорные ( М, Н, Р, Л);
  2. Шумные артикулируемые.
  3. Твердые – мягкие артикулируемые:

а) сам признак твердости – мягкости;

б) затем с конкретными звуками: Д – ДЬ, Т – ТЬ 

   и т.д.

4. Дифференциация внутри групп согласных:

а) СОНОРНЫЕ: плавные  (Л, Р)- 1 этап

                              назальные (М, Н) – 2 этап.

б) ШУМНЫЕ:

по месту образования:

 - губные от язычных (- Б от Д, Г)

по способу образования:

  • -  взрывные от фрикативных;
  • - переднеязычные от заднеязычных
  • - глухие от звонких артикулируемых
  • - дифференциация шипящих и свистящих
  • -  дифференциация сонорных и йотов (артикулируемых).

               Т.е. это этап совершенствования имеющихся звуков.

               Затем возвращаемся и начинаем формировать новые (не артикулируемые – патологические звуки).

              Эту работу необходимо подкреплять звуковым анализом и синтезом.

             В норме к 4-5 годам должны быть сформированы  простые формы анализа. Сложные – формируются только в процессе обучения к 6-7 годам.

             ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

На фонематическое восприятие – «Узнай звук Р» - звук стоит в слове в разных местах: в начале, середине, в конце слова.

На звуковой анализ и синтез – «Определи последовательность звуков в словах – мак, стол, дом. Какой звук стоит на 3 месте, и т.д.

Развитие восприятия согласного звука осуществляется в следующей последовательности:

  1. выделение согласного из ряда гласных:  (Ш, А, У, Ш)

Образец должен быть в начале, соотносится со звуковым символом и звуковой ряд со звуком в начале.

  1. из ряда согласных:

 - сначала артикулируемых и акустически далеких

(например, если Ш, то не должно быть свистящих и шипящих).

-  затем близких по артикуляции и акустике

 (если Ш, то со свистящими, а затем с шипящими).

3. выделение  звука на фоне слога:

взрывные - лучше в обратных слогах, а затем в прямых

 (АК, АП, затем КА, ПА);

щелевые - в прямых, затем в обратных (СА, затем АС).

  1. Выделение звука на фоне слова:

Взрывные - в конце слова, затем в начале, в стечении

(СУП, ПРОБКА;  КОТ ТКАНЬ, ТРАКТОР);

взрывной губной, взрывной язычный:  АП,   ПА,  АПА.

Щелевые – в начале, в стечении («С» в слове СТОЛ, чем СОБАКА), затем в прямом слоге, затем в конце и затем в середине.

 При автоматизации звука:

Если у ребенка нет смешения «Л-Р» нет  смысла исключать звук из речевого материала. А у дислалика это имеет значение.

При замещении исключаем, а при искажении не имеет значения.

Конкурс «Лучшая авторская публикация»

ФИО : Тарасова Оксана Олеговна

должность: учитель-логопед

место работы: МБДОУ № 243 «Дубравушка»

место расположения: Российская Федерация. Ростовская область.

г. Ростов-на-Дону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование фонематического восприятия дошкольников".

В данной консультации раскрыты приемы формирования фонематического восприятия дошкольников....

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)

материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...

Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...

Методическая разработка «Сборник методических материалов по военно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Методическая разработка по военно-патриотическому воспитанию с детьми 5-7 лет в дошкольной образовательной организации представляет собой серию заметок по формированию развивающей предметно-пространст...

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...

Игры для развития фонематического восприятия дошкольников

В материале представлена картотекка игр для развития фонематического восприятия у старших дошкольников...