Карточки для автоматизации звука Рь
тренажёр по логопедии (старшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

Подборка речевого материала на автоматизацию звука Рь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_13_zvuk_r.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

                        

                   АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р']

I. В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ И СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ   СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].

ря-ри-ре-рю-рё        бря-гря-кря-пря

ри-ре-рю-рё-ря        бри-гри-кри-при

ре-рю-рё-ря-ри        бре-гре-кре-пре

брю-крю-трю-хрю                                        брё-крё-трё-прё

II.В СЛОВАХ:

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].

Рябчик, ряд, рядом, горят, заряд, зарядка, ковырять, коряга, моряк, наряд, нырять, порядок, поварята.

Рябина, Боря, Варя, варят, дарят, жарят.

Брякать, грядка, грязь, грязный, крякать, пряжка, прялка, пряник, тряпка.

Рим, рис, Борис, варить, горит, дарить, корить, коричневый, Ирина, Карина, Марина, перина, пескари, словари, сухари, снегири, фонари, цари.

Варит, верит, двери, звери, курица, коридор, комарик, топорик.

Бритва, гриб, грива, зритель, криво, крик, природа, трикотаж.

Ребус, редко, редька, резать, рейка, репа, речь, речка.

Борец, варенье, гореть, деревня, деревья, коренья, ларец, сирень, тарелка, царевна, черешня.

Бремя, время, греть, грелка, гречка, дрель, зрение, крем, преть, трение, хрен.

Рёва, берёза, варёный, верёвка, дарёный, ларёк, Серёжа, серёжки, хорёк.

Брёвна, крёстный.

Рюмка, рюкзак, бирюза, урюк, Андрюша, брюки, крюк, крючок, трюк, трюм, хрюкать.

II.В ПРЕЛОЖЕНИИ:

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р'].

Моряки уходят в море. Рита режет огурец. На рябине снегири. Арина варит варенье из черешни. Марина варит уху из пескарей. Серёжа нарезал букет черёмухи. Ирина жарит грибы. У Андрюши шарики. У Гриши нарядные брюки. У Карины серёжки с бирюзой. Борис идёт по грибы. Бурёнку привязали под берёзой. Римме подарили букет ирисов.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р?].

СНЕГИРИ

Потому снегирь зовётся снегирём,

 Что к нам в гости прилетает с январём.

I.В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ:

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].

арь-ярь                         ярь-арь                 арь-ярь-арь

ирь-ырь                         ёрь-орь                 ырь-ирь-ырь

юрь-урь                         ерь-эрь                 урь-юрь-урь

ырь-ирь                         орь-ёрь                 орь-ёрь-орь

урь-юрь                         эрь-ерь                 эрь-ерь-эрь

ра-ря                        ря-ра                 ра-ря-ра

ры-ри                         ри-ры                 ры-ри-ры

II.В СЛОВАХ:

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].

Букварь, вратарь, главарь, глухарь, декабрь, дикарь, дверь, календарь, ноябрь, октябрь, пекарь, сентябрь, словарь, токарь, фонарь, царь, январь, янтарь. Борьба, Борька, горький, зорька, корь, хорь. Богатырь, гирька, снегирь, ширь. Дверь, зверь, поверь, теперь.

II.В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Проговаривать словосочетания и предложения, чётко произнося звук [Р'].

Интересный букварь. Коричневая дверь. Старинный фонарь. Серебристый пескарь. Горький перец. Утренняя зорька. Царь с царицей. Глухарь на рябине. На секретере календарь. На фабрике токарь. На берегу моря янтарь. Хорь унёс курицу.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

НА МОРЕ

Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Р']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

рэ-ре        ре-рэ        рэ-ре-рэ

ро-рё        рё-ро        ро-рё-ро

ру-рю        рю-ру        ру-рю-ру

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

рад — ряд        гора — заря

ров — рёв        розы — берёзы

круг — крюк        хор — хорь

рысь — рис        Егор — Игорь

III.В ПРЕЛОЖЕНИИ:

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

У Маруси корова Бурёнка. Боря собирает грибы. Игорь играет на трубе. Ветки берёзы в снежной бахроме. На крючке краб. На рынке продают мандарины и абрикосы. В огороде зреют помидоры. Роман дремлет в кресле. Дверь в коридор открыта. У Марины нарядный сарафан.

Выучить поговорки, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат. Осенью серенькое утро, красненький денёк.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

ЦЫПЛЯТА

Во дворе пёстрая курица с цыплятами. Курица учит цыплят искать червей. Четыре цыплёнка слушают курицу, а два непослушных удирают на поиски приключений. Смотрите, цыплята, не попасть бы вам в беду!

СНЕГИРИ

На дереве во дворе красногрудые снегири. Прыгают с ветки на ветку. Хочется снегирям отведать ярко-красной рябины. Нравится им эта горькая ягода. Но не откажутся снегири и от другого корма в кормушке: зёрен, крошек, семян репейника. Покормите птиц зимой!

В ОГОРОДЕ

 У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветёт сахарный горох, растёт кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

Отработав произношение звуков [Р], [Р'] в словах, провести подвижную игру.

ЗИМА ПРОШЛА

Воробей с берёзы        Ритмично прыгают по кругу, хлопая

На дорогу          прыг!        руками по бокам.

Больше нет мороза, Чик-чирик!

Вот журчит В канаве        Бегут по кругу, взявшись за руки.

Быстрый ручеёк,

И не зябнут НОЖКИ        Прыгают по кругу

Скок,скок,скок!        сначала по часовой стрелке,

Высохнут овражки!        потом — против.

Прыг, прыг, прыг! Побегут букашки — Чик-чирик!

дверь — ель                                 пескарь — педаль

          ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р']-[Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

ря-ля

арь-аль

ярь-яль

ри-ли

ырь-ыль

ирь-иль

ре-ле

эрь-эль

ерь-ель

рё-лё

орь-оль

ёрь-ёль

        

рю-лю

урь-уль

юрь-юль

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

рис — лис Марина — малина

Рита — липа        Арина — Алина

Римма — Лима Карина — калина Рина — Лина

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

Акварель, бирюльки, гриль, дрель, жарили, зрители, календарь, рисовали, приносили, прилежный, смотрели, форель, электричество.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

Ребята поймали форель. Карина и Алина собирали малину. Марина и Лина рисовали акварелью. Зрители смотрели балет. У Коли электрический фонарик. У Бориса вельветовые брюки. Мама жарила курицу-гриль. Валя и Серёжа принесли календарь. Повар варит варенье из клюквы. Мы купили мандарины и лимоны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]-[Р']-[Л']

I.В СЛОГАХ:

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].

ра-ла-ря-ля        ар-ал-арь-аль        ер-ел-ерь-ель

ро-ло-рё-лё        ор-ол-орь-оль        ёр-ёл-ёрь-ёль

ру-лу-рю-лю        ур-ул-урь-уль        юр-юл-юрь-юль

ры-лы-ри-ли        ыр-ыл-ырь-ыль        яр-ял-ярь-яль

II.В СЛОВАХ:

 Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р], [Л'], [Л'].

Брил, бриллиант, боролись, бормотали, Валера, вертолёт, вырубали, вертели, Гаврила, грел, глухарь, жерлица, играли, карусель, Кирилл, клевер, Лариса, ларёк, проверяли, превратили, рояль, словарь, требовали, уварили, фотографировали.

III.В ПРЕЛОЖЕНИИ:

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].

Валера красил вертолёт. У белки в дупле грибы и орехи. Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле на орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Марина разбила фарфоровую тарелку. Врач прописал Карине горькое лекарство. Борцы тренировались в спортзале.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [JI], [Л'].

СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей...

Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Дам тебе я зёрен, А ты песню спой, Что из стран далёких Принесла с собой...

(А. Плещеев )

ПЕТРОДВОРЕЦ

Ура! Мы едем наконец! Ура! Ура! В Петродворец! Мы гурьбой побродим в парке. Там деревья, словно арки. Там шумит волна морская, И у моря нету края. Там «Самсон», фонтан могучий, Бьёт до солнца, бьёт до тучи. Там зелёные драконы Вход в пещеру стерегут. Там пионы на газонах И настурции цветут. Там фонтаны — пирамиды. А какой Большой дворец! Поезжайте поскорее Посмотреть Петродворец.

ЛЕТНИЙ САД

В Летнем саду листопад.

Листья в саду шелестят.

В канавке Лебяжьей

купаются листья,

Газоны от листьев

дворники чистят.

Грустные статуи

в тихих аллеях.

В тихих аллеях осенью веет»

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЛЕСУ

Декабрь, январь, февраль Проходят чередой С морозом, со снежком, С Рождественской звездой.

Март, апрель и май зелёный Дарят листья липам, клёнам. Просыпаются сады, Распускаются цветыИюнь, июль и август загорелый С росой, цветами, мёдом, хлебом спелым, С купаньем в речке утром, на рассвете. Как любят это время года дети!

Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождём и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.

         В ЛЕСУ      

        Здесь, в лесу, царит прохлада, Здесь кричать, шуметь не надо. По лесной тенистой стёжке Мы до просеки дойдём, На полянках вдоль дорожки Земляники наберём И под пенье разных птичек Россыпи найдём лисичек.

             РЫБКА

Рыбка, словно мотылёк, Над водой взлетела. Глазик — чёрный уголёк И, как льдинка, тело. Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнулась дугой, Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Я собрался на рыбалку, Только вот рыбёшку жалко...

             ЗИМА

Белый снег покрыл поля и сёла, В серебре деревья и дома. Я качу с горы такой весёлый! Здравствуй, раскрасавица-зима!

     ЛЕТО В ГОРОДЕ

Вот жара! Вот солнцепёк! От жары асфальт потёк. На улице прохожие Спасаются мороженым. В лужах плещутся скворцы, А мальчишки-сорванцы Под струю фонтана встали, И прогонишь их едва ли.

        НА ПЛЯЖЕ

А на пляже, а на пляже Есть катамараны даже, Мотоциклы, катера. Веселится детвора! Приходите, не ленитесь, Покатайтесь, окунитесь, Поваляйтесь на песке И поплавайте в реке!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р']

                                КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей пришёл к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнули и улетела.

ЗАБЫВЧИВАЯ ЛАДА

Мама подарила Ладе шёлковый платок. Лада берегла подарок. Один раз она хотела надеть платок на прогулку и решила его прогладить.

Вдруг Лада вспомнила, что оставила на плите молоко. Лада побежала на кухню, а утюг оставила на платке. Когда она вернулась в комнату, то поняла, что молоко спасла, а платок потеряла.

ПРОСТУПОК

Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама скоро обнаружила рубашку и сказала: «Ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».

ЛЕБЕДИ

Пролетело лето. Выросли у лебедей лебедята. Собрались лебеди в тёплые края. Замахали лебеди крыльями. Поднялись лебеди над родными полями, над зелёными лесами. Полетели лебеди над реками, над озёрами. «Прощай, родная земля! — закричали лебеди.— Весной мы вернёмся назад!»

ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД

У входа в цирк жалобно плакал заяц. К зайцу подошёл леопард и спросил: «Что ты плачешь?» — «Хочу в цирк, но контролёр-волк не пускает меня». «Ладно,— сказал леопард,— купи две булочки и возьми их под мышки». Так заяц и сделал. Волк пропустил леопарда, но, увидев зайца, закричал: «Этого не пущу!»

— «Как это не пущу? Разве я не могу взять с собой бутерброд?» Волку нечего было сказать. Так добрый леопард помог зайцу попасть на представление.

Проговаривать скороговорку, отработав произношение звуков [Р] [Р'], [Л] [Л'].

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...