Карточки для автоматизации звука З
тренажёр по логопедии (старшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

Подборка речевого материала на автоматизацию звука З

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_3_zvuk_z.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

I .1                                     Звук [ З]

Закрепляем произношение звука [З] в прямых слогах.

1.        Многократно проговаривать слоги (3-4 раза), растягивая звук [З]:

За-за-за         зо-зо-зо       зу-зу-зу       зэ-зэ-зэ        зы-зы-зы

2.   Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

За-за – за-за-за       зо-зо – зо-зо-зо       зу-зу – зу-зу-зу

Зы-зы-зы – зы-зы               и т.п.

3.          «Запомни, повтори»:

   За-зо-зу           зо-за-зы          зэ-за-зу               зэ-зо-за

За-зо-зу-зы         и  т.п.                      

I  .2                                      Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в слогах:

За-за-за – коза                         зы-зы-зы – язык

За-за-за – зал                           зы-зы-зы – возы

За-за-за – глаза                        зы-зы-зы – тазы

За-за-за – показать                  зы-зызы – пузырь

Зу-зу-зу – внизу  

Зу-зу-зу – зубы

Зу-зу-зу - мазут                      

Зу-зу-зу – везу

зо-зо-зо – газон

                                         зо-зо-зо – зона

                                         зо-зо-зо – зонтик

                                         зо-зо-зо – возок

I .3                                        Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

за

Зал, заяц, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать.

зо

зоб, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт.

зу, зы

зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, лазурь, мазут, разутый, разумный,    

язык, возы, тазы, пузырь.

I .4                                     Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

за

база, ваза, роза, Лиза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заноза.

зу

вазу, Лизу, розу, книзу, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило

зы

вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

I .5                                       Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

«Один – много»

Проговаривать оба слова:

Зал – залы                                                  заяц – зайцы

Запах – запахи                                           зона – зоны

Зонт – зонты                                              зоб – зобы

Зуб – зубы                                                  язык – языки

Пузырь – пузыри                                      фазан - фазаны

Газон – газоны                                          пузырёк – пузырьки

Ваза – вазы                                                забава – забавы

Замок – замки                                            завод – заводы

I .6                                      Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

«Назови ласково»

Проговаривать оба слова:

Зонт – зонтик                                            Пузырь – пузырёк

Газон – газончик                                       зуб – зубик

Ваза – вазочка                                           замок – замочек

Заяц – зайчик                                             зоб – зобик

Язык – язычок                                            пузырь – пузырёк

Завод – заводик                                          коза – козы

Роза – розочка                                            Лиза – Лизонька  

Зоя – Зоечка                                               блуза – блузочка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

I .7                                    Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

«Договори слово»

Добавь к слову частицу ЗЫ и произнеси слово целиком:

Га…(ЗЫ)        зано…(ЗЫ)

Ко…(ЗЫ)                  фра…(ЗЫ)

Ва…(ЗЫ)        ро…(ЗЫ)

Блу…(ЗЫ)                                                та…(ЗЫ)

Гиль…(ЗЫ)                                              гро…(ЗЫ)

Берё… (ЗЫ)                                              га…(ЗЫ)

Арбу… (ЗЫ)                                             моро…(ЗЫ)

Алма…(ЗЫ)                                              мимо…(ЗЫ)

Расска…(ЗЫ)                                            гру …(ЗЫ)

Парово…(ЗЫ)                                          водола…(ЗЫ)

I .8                                   Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

1.        Замени первый звук в слове на звук [З] и произнеси новое слово:

Губы – зубы                                   наряд – заряд

Набор – забор                                дуб - зуб

Намок – замок                               лоб - зоб

Накат – закат                                 вал – зал

Вагон – загон                                 наряд – заряд

2.                             «Сломанные слова»

Добавь звук [З] к слову и произнеси его полностью:

(З)…агадка                                               (З)…ал

(З)…амок                                                  (З)…айка

(З)…абор                                                   (З)…авод

(З)…апах                                                   (З)…убы

(З)…автра                                                  (З)…олото

I .9                                    Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с прямыми слогами.

Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук [З]:

Коза-коса                                         сыпь-зыбь

Зоя-соя                                             лиса-Лиза

Суп-зуб                                            возок-носок

Мазут-пасут                                    узор-сор

Назад-сад                                         совок-кузовок

Арбузы-бусы                                   пузырь-сыр

Сало-сайка-зайка                             роза-роса-коса

Коса-коза-роса                                 козу-косу-несу

Занесу-унесу-внизу                         грызун-плясун-несун

II .1                                       Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в обратных слогах.

1. Проговаривать слоги 2-3 раза:

Аз-аз-аз      оз-оз-оз         уз-уз-уз         ыз-ыз-ыз        эз-эз-эз

Яз-яз-яз      ёз-ёз-ёз         юз-юз-юз       из-из-из          ез-ез-ез

2.

Аз-яз                          яз-аз                         аз-яз-аз

Оз-ёз                          ёз-оз                        оз-ёз-оз

Уз-юз                         юз-уз                       уз-юз-уз

Ыз-из                         из-ыз                       ыз-из-ыз

Эз-ез                          ез-эз                         эз-ез-эз

3.

Уз-ыз-аз                              оз-ёз-юз-уз

Из-ез-яз                               яз-аз-оз-ёз

Ёз-ыз-из                               из-ыз-ез-эз      и т.п.

II .2                                         Звук [З]

Закрепляем правильное произношение звука [З] в словах с обратными слогами.

Произносим слова, растягивая звук [З]:

Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, морозный, колхоз, груз, грязный, брызги, язва, гнёзда, слёзный, издали, издавна, избран, резвый, бездна, исчезли, железный, полезный.

Казна, глаз, назвать, размах, размер, опоздать, борозда, допоздна, узлы, узнать, изба, избушка, белизна, езда, гнездо

II .3                                            Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах с обратными слогами.

«Договори слово»

1. Добавь к слову звук [З] и произнеси слова целиком:

 

Моро.(З)            Га.(З)                Та.(З)

Арбу.                                          Джа.                            Нака.

Карни.                                        Гру.                             Зака.

Расска.                                        Вя.                               Ука.

Парово.                                       Шлю.                          Прика.

Водола.                                       Во.                              Карапу.

2.                  Проговаривать слова и слоги 2-3 раза:

Аз-аз-аз – глаз           оз-оз-оз – мороз          уз-уз-уз – арбуз

Из-из-из – карниз      юз-юз-юз – блюз        ез-ез-ез – залез

                                      Ёз-ёз-ёз - увёз

III .1                                    Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] слогах со стечением согласных.

Многократно проговариваем слоги (2-3) раза:

Зва-зво-зву-звы                                   зма-змо-зму-змы

Зла-зло-злу-злы                                   зна-зно-зну-зны

Зба-збо-збу-збы                                   зда-здо-зду-зды

Азд-озд-узд-ызд                                   азб-озб-узб-изб

Азн-озн-узн-изн                                    азм-озм-узм-изм

Язв-озв-узв-изв                                    узм-изм-азм-озм

III .2                                         Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах со стечением согласных.

Звать, званый, звание, знать, знания, знак, знакомый,  знатный, знаменитый, знаток,  значок, знамя,  злак, зло, злой, злоба, злобный, звон, звонить, звонкий, звонок, позвонок, позвоночник, здание, здорово, здоровье, здоровый, зной, знойный, знобит, звук, звучный, звучит.

III .3                                   Звук [З]

Закрепляем звук [З] в словах со стечением согласных.

«Весёлый счёт»(1-2-5)

Многократно  проговариваем словосочетания:

Один злак - два злака - пять злаков  

Одно знамя - два знамя - пять знамён

Один звонок – два звонка – пять звонков

Один знак – два знака – пять знаков

Одна знаменитость – две знаменитости – пять знаменитостей

Один значок – два значка - пять значков  

Одно здание – два здания – пять зданий

Один знакомый - два знакомых – пять знакомых

Один позвонок – два позвонка – пять позвонков

Один звук – два звука – пять звуков

III .4                                       Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах со стечением согласных.

«Один – много»

Знамя – знамёна                         знаменитость - знаменитости

Звание – звания                          звонок – звонки

Знак – знаки                                позвоночник - позвоночники

Злак – злаки                                знаток - знатоки

Позвонок – позвонки                 знание - знания

Здание – здания                          знакомый - знакомые

Звук – звуки                                знатный - знатные

Знойный – знойные                    знаменитый – знаменитые

Звонкий – звонкие                      здоровый – здоровые

III .5                                      Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах со стечением согласных.

Проговариваем словосочетания:

Звонкий звук        грязная изба

Здоровый позвоночник                             резвая езда

Железный знак                                          опаздывающий поезд

Знойный воздух                                         поздний возраст

Грязное здание                                           резная избушка

знаменитый знаток                                    железное здоровье

Железный значок                                      грязные брызги

Морозный воздух                                      знакомые здания

Безлюдное здание                                     известный колхоз

Избыток гнезд                                           издать звук

III  .6                                       Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в словах со стечением согласных.

«Весёлый счёт»(1-2-5)

Проговариваем словосочетания:

Один железный знак – два железных знака – пять железных знаков

Одно безлюдное здание – два безлюдных здания – пять безлюдных зданий

Одна резная избушка – две резные избушки – пять резных избушек

Словосочетания: известный колхоз, опаздывающий поезд, грязная изба

IV .1                                  Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в предложениях.

1.        Спрягаем в прошедшем времени:

Я разбил(а) Зоину вазу

Ты разбил(а) Зоину вазу

Он разбил Зоину вазу

Она разбила Зоину вазу

Мы разбили Зоину вазу

Вы разбили Зоину вазу

Они разбили Зоину вазу

Спрягать по образцу:   обрызгать занавеску, забыть зонт

2.        Спрягаем в настоящем времени:

Я опаздываю на поезд (ты.., он.., она.., мы.., вы.., они…)

Закалять организм, показывать язык, загадывать загадку, знать азбуку

 

IV .2                                 Звук[З]

Закрепляем звук [З] в предложениях.

1. У Зои  ваза. – Это Зоина ваза.

У Зои коза. – Это Зоина коза.

У Зои розы. – Это Зоины розы.

У Зои азбука. - Это Зоина азбука.

У Зои замок. – Это Зоин замок.

2. Береги глаза, Лиза. У Зои роза. У Лизы замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. Зазвонил звонок на урок. Арбуз оказался розовый. Вазу разбила Зоя. В грузовике везут арбузы. На базаре много арбузов. От морозного воздуха зарумянились щёки. Лиза залезла на берёзу.

IV .3                                       Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в предложениях.

Мой брат – кузнец. Арбузы полезны. В гнёздах дрозды. Я опоздал на поезд. В избушке разбили окно. В поезде везут заказные письма. Лиза мыла грязную посуду и набрызгала на пол. Полезно закалять организм. Кузнец в кузнице куёт железо. Лиза купила новый зонт. Поезд опоздал на час. Зайка грыз берёзовую кору. У Зои заболел зуб. Зоя любит загадывать загадки. Завтра Зоя пойдёт на завод. Зое купили заводного зайку. Лиза зацепилась за забор.

 

IV .4                                  Звук [З]

Закрепляем произношение звука  [З] в предложениях.

1. Я познакомилась с Зоей у подъезда. Лиза узнает знакомые звёзды в небе. Скоро показались знакомые здания. Он заслужил золотую звезду. Заседание перенесли на завтрашний день. Я завязываю крепкие узлы. У Зои из глаз брызнули слёзы.

2.                    «Составить предложение»  

Зоя, незабудки, за, посадила, забором. (Зоя посадила незабудки за забором.)

Коза, за, залезла, забор. (Коза залезла за забор.)

Незабудки, все, Зоины, погрызла, коза. (Коза погрызла все Зоины незабудки.)

V .1                                         Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Добавляем слово зонт в предложения, повторяем каждое предложение, пересказываем весь текст.

1.        Вот так гнездо.

У Зои есть красивый…(зонт). Однажды шла Зоя под …(зонтом) вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унёс Зоин …(зонт) за забор. Перелезла Зоя через забор. И увидела свой …(зонт) на берёзе. Дрозды сделали гнездо из Зоиного …(зонта).

2. У Лизы есть разноцветный…(зонт). Ей захотелось показать свой…(зонт) Зое. Зоя и Лиза играли с…(зонтом). Засиделась Лиза у Зои и забыла свой…(зонт). Зоя на следующий день вернула …(зонт).

V .2                                  Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

1. Выучить стихотворения.

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты заяц рад?

- Рад, что зубы не болят.                                        

                                           К нам зайдёт Новый год,

                                               Заведёт хоровод,

                                               Зазвенят голоса,                                                                          Засверкают глаза.

2. Произносить скороговорку

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

От груза арбузов развалился кузов.

V .3                                            Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Проговариваем чистоговорки:

За-за-за – у Зои коза.

Зу-зу-зу  - пасёт Зоя козу.

За-за-за – здесь привязана коза.

Зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за – залезает в сад коза.

Зу-зу-зу – привязали мы козу.

За-за-за – вот идёт коза.

Зу-зу-зу – попали мы в грозу.

За-за-за – кончилась гроза.

Зы-зы-зы – вот стоят тазы.

V .4                                    Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Повторяем предложения, отвечаем на вопросы по содержанию текста, пересказываем текст.

Поезд не опаздывает.

Захар был на вокзале. Он ждал приезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Они ехали в поезде. Захару казалось, что поезд опаздывает. У разных людей Захар узнавал: не замело ли дорогу, не опоздает ли поезд. Но вот объявили о прибытии поезда. Из зала на перрон выходили люди. Вот издали загудел поезд. Затем показался из-за поворота. Поезд подошёл к вокзалу. Заскрипели тормоза. Захар подбежал к поезду. А вот и мама с Лизой. Они рады.

V .5                                         Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Проговариваем предложения, отвечаем на вопросы по содержанию сказки, пересказываем.

Как назвать зайца.

Родился у зайчихи зайчонок. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть с ним. Сказал он матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком. Захотел зайка играть с телятами. Но когда узнали, что его зовут волком, стали бодать зайку. Избили телята зайку. Задумалась мать и назвала его Зайцем. Когда звери узнали, что его зовут Зайкой, сразу приняли в игру. И Зайке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

V .6                                       Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Проговариваем предложения, добавляя слова, отвечаем на вопросы по содержанию текста, пересказываем.

«Покупки»

Скоро праздник. Зоина мама пришла домой с покупками. Она купила много разных вещей себе, папе и Зое. Себе  она купила зонт, а Зое маленький …(зонтик). Купила вазу с узорами, а Зое маленькую …(вазочку). Купила себе блузу, а Зое …(блузочку). А папе мама купила золотые запонки. Когда покупки были разложены на столе, папа спросил Зою, что мама купила ей, что себе, а что ему. Какие предметы купила мама?

V .7                                   Звук[З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Проговариваем предложения, отвечаем на вопросы, пересказываем текст.

Тетерева.

Скоро заря. На берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зимой трудно. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. На берёзах серёжки. Их и едят тетерева. Скоро ночь. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня заночевать? Задул ветер. Заколыхались ветки с задумавшимися птицами. Когда закат погас, стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметёт воронку ветер, зверь не найдёт. Захрустит под зверем снег – тетерев успеет взлететь. В снегу теплее, чем на воздухе.

V .8                               Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

1.        Выучить стихотворения:

У Зои своя коза                                       Лиза на закате  

Зовут козу Егоза.                                    Звонит Зое, Кате.            

Не знает Зоя покою                                Пусть знакомые узнают:

С козою своей Егозою.                          Ей зайчонка покупают!

2.                              Произносим скороговорку:

Две козы и два бизона потоптали все газоны.

3.                              Произносим чистоговорки:

За-за-за – где моя коза

Зу-зу-зу – вот она внизу

Зы-зы-зы – нет моей козы.

V .9                              Звук [З]

Закрепляем произношение звука [З] в связной речи.

Утренние лучи.

(по К.Д. Ушинскому)

Взошло на небо солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю. Первый луч попал на жаворонка, выпорхнул он из гнезда, поднялся высоко и запел свою песенку.

Второй луч упал на зайчика. Весело запрыгал зайчик и побежал добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Встрепенулся петух, захлопал крыльями и запел звонко: ку-ка-ре-ку!

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из улья, полетела собирать медок с душистых роз.

Пятый луч попал на постельку к маленькому лентяю: режет ему глаза. А он повернулся на другой бок и  опять заснул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...