Конспект логопедического занятия Тема: Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Смелая ласточка»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Площенко Оксана Александровна

Возраст: подготовительная к школе группа

Форма проведения: непрерывно - образовательная деятельность.

Цель: совершенствование навыка пересказа.

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о признаках весны;

2. Закреплять умение отвечать развёрнутым предложением на вопросы педагога;

3. Закреплять умение пересказывать рассказ с опорой на картинки-схемы;

4. Обогащать словарь детей прилагательными, глаголами.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать у детей элементы логического мышления, через установление причинно-следственных связей в игре «Разложи картинки по порядку»

2. Развивать целостное восприятие изображения, через составление разрезной картинки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

2. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать рассказы друг друга.

Предварительная работа: Беседа о весне, перелётных птицах, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Весна», отгадывание загадок.

Оборудование: предметная картинка с изображением ласточки, ласточка – оригами, конверт с заданиями, карточки-схемы с последовательностью рассказа, разрезные картинки «гнёзда». Птички – оригами на каждого ребёнка, магнитофон, мяч. Речевой материал: перелётная, теплолюбивая, насекомоядная, быстрокрылая, смелая, заботливая; летает, вьёт, щебечет, защищает, заботится, встревожилась; неумело, беспомощно, неподвижно, проворно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_smelaya_lastochka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Площенко Оксана Александровна

Учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Центр развития ребенка – детский сад № 173 «Подснежник»

Конспект логопедического занятия

Тема: Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Смелая ласточка»

Возраст: подготовительная к школе группа

Форма проведения: непрерывно - образовательная деятельность.

Цель: совершенствование навыка пересказа.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять знания детей о признаках весны;
  2. Закреплять умение отвечать развёрнутым предложением на вопросы педагога;
  3. Закреплять умение пересказывать рассказ с опорой на картинки-схемы;
  4. Обогащать словарь детей прилагательными, глаголами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать у детей элементы логического мышления, через установление причинно-следственных связей в игре «Разложи картинки по порядку»
  2. Развивать целостное восприятие изображения, через составление разрезной картинки.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;
  2. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать рассказы друг друга.

Предварительная работа:

Беседа о весне, перелётных птицах, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Весна», отгадывание загадок.

Оборудование:

предметная картинка с изображением ласточки, ласточка – оригами, конверт с заданиями, карточки-схемы с последовательностью рассказа, разрезные картинки «гнёзда». Птички – оригами на каждого ребёнка, магнитофон, мяч.

Речевой материал: перелётная, теплолюбивая, насекомоядная, быстрокрылая, смелая, заботливая; летает, вьёт, щебечет, защищает, заботится, встревожилась; неумело, беспомощно, неподвижно, проворно.

Ход:

Организационный этап (дети входят в логопедический кабинет, звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы - Весна»)

  - Назовите, какое сейчас время года? (весна). Давайте вспомним приметы весны, поиграем в игру: «Мяч бросай – приметы весны называй» (логопед бросает мяч, дети возвращают мяч, называя приметы весны). Молодцы, все приметы правильно назвали.

Садитесь на стульчики (Дети садятся на стульчики).

  - Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Сельская песня». 

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

- О какой птице говорится в стихотворении?

- Сегодня мы будем говорить о ласточке (логопед выставляет на доску картинку с изображением ласточки)

Основной этап

  1. Рассматривание ласточки на картинке:

- Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:

    - Какая ласточка по размеру? (маленькая);

    - Какая у неё головка? (маленькая);

    - Какая шейка? (коротенькая);

    - Какой клюв? (очень маленький, треугольный);

    - Какие крылья? (длинные, узкие, острые, сильные);

    - Какой хвост? (длинный, острый, сильный, на конце раздвоенный);

    - Какие лапки? (коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками);

    - Чем покрыто тело ласточки?

    - Какого цвета оперение на спинке? головке? крыльях? хвосте?

    - А какого цвета грудка? (белая, нарядная);

    - Что у ласточки под шейкой? (красно-синий «галстучек»).

  1.  «Что мы с вами знаем о ласточке?»

Какая она? (перелётная, теплолюбивая, насекомоядная, быстрокрылая).

Какие мы слова подбирали? (слова-признаки).

Что делает ласточка? (летает, вьёт, щебечет). Какие это слова? (слова-действия).

  1. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка».

Ласточка услышала много красивых слов о себе и прилетела к нам (ласточка из бумаги в технике оригами), а в клюве принесла письмо. Давайте прочитаем, что написано в письме (логопед читает рассказ К.Д.Ушинского «Смелая ласточка»)

 К.Д.Ушинский «Смелая ласточка»

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком и громко кричала и не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка, и положила в деревянную коробочку. А коробочку поставила на дерево. Ласточка заботилась о своем птенчике. Она ежедневно носила птенчику пищу и кормила его. Птенчик начал быстро поправляться. И уже весело щебетал, бодро махал окрепшими крылышками.

Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался и залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.

Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетаньем увела его в родное гнездо под соседней крышей.

  1. Беседа по содержанию.

    - Какое несчастье случилось с птенчиком? (Птенчик упал на землю и сильно ушибся)

    - Когда случилось несчастье? (Несчастье случилось, когда ласточка-мама учила птенчика летать)

    - Почему оно случилось? (Птенчик был совсем маленький и у него были слабенькие крылышки)

    - Кто спас птенчика? (Птенчика подобрала девочка, и положила в деревянную коробочку)

    - Как мама-ласточка заботилась о своём птенчике? (Мама-ласточка носила птенчику пищу и кормила его)

    - Что задумал рыжий кот? (Старый рыжий кот захотел съесть птенчика)

    - Как ласточка-мама защитила своего птенчика? (Ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота)

    - Чем закончилась эта история?

 

  1. «Что нового мы узнали о ласточке?»

    Какая ласточка? (смелая, заботливая).

    Что делает? (защищает, заботится).

Молодцы! Ласточки любят летать, резвиться. Давайте и мы отдохнём, поиграем в игру «Ласточки».

  1. Динамическая пауза «Ласточки».

Ласточки летели, все люди глядели                     (дети бегут по кругу, машут руками)

Ласточки садились, все люди дивились              (приседают, руки опускают за спиной, как бы                                  

                                                                                  складывая крылья)

Сели, посидели, взвились, полетели                    (садятся на корточки и встают)

Полетели, полетели, песенку запели                    (бегут по кругу, взмахивая руками)

  1. Восстановление последовательности событий в рассказе.

- Ребята, в конверте был не только рассказ, но и какие-то картинки (дети подходят к столу, куда логопед раскладывает картинки).

- Что же это за картинки? (картинки из рассказа)  

- Да, но они все перепутались. Давайте вспомним рассказ и расставим картинки по порядку (Дети вспоминают содержание рассказа и выкладывают картинки на доску).

- Молодцы! Эти картинки будут вам помогать при пересказе.

  1. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

- Я ещё раз прочитаю рассказ, а вы запоминайте, чтобы пересказать его.

  1. Пересказ рассказа по цепочке.

- Ласточка хочет послушать, как вы запомнили рассказ. На кого сядет ласточка, тот и начинает.

Следите за рассказом товарища, ласточка будет перелетать. К кому перелетает, тот продолжает. (Логопед кладёт ребёнку на колени ласточку).

- Молодцы, вы хорошо потрудились - запомнили и пересказали рассказ.

  1. Разрезные картинки.

- И ласточка тоже трудолюбивая. Каждую весну строит себе гнездо. Из чего строит гнездо? Где?

- В конверте у ласточки, есть разрезные картинки. Соберите разрезные картинки и найдите ласточкино гнездо (дети собирают разрезные картинки).

Во время выполнения задания, логопед уточняет у детей правила поведения в природе весной.

- Как нужно вести себя в природе весной? (нельзя разорять гнёзда, птенцов из гнёзд не вынимать, камни и палки в гнёзда не кидать).

Заключительный этап

- Ласточке очень понравилось на нашем занятии.

- А вам что понравилось?

- Что нового узнали?

- Ласточка предлагает вам рассказать родителям рассказ «Смелая ласточка» и нарисовать картинку к рассказу. И на память дарит вам своих друзей (Дети получают поделки-оригами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна.

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна....

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения...

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...