ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Черкашина Марина Петровна

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования, так как даёт возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkashina_m.p.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

   На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического процесса.

   Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача учителей-логопедов, работающих с дошкольниками с ОНР – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.[3]

Опыт работы с такими детьми показывает, что дети с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении программного материала, так как имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование всех компонентов языковой системы. [2]

   Кроме того, прослеживаются нарушения и со стороны психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. У большинства воспитанников отмечаются нарушения артикуляционной моторики, обычно сочетающейся с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

   Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования, так как даёт возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.[1]

Наглядное моделирование – это игра, которая оживляет интерес к бесценному дару слова, создает непринужденную, доброжелательную атмосферу на занятиях. Моделирование производится с помощью схем, цветных обозначений, букв, картинок. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.[1] В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.[3] В ходе работы с моделями дети учатся: последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого; выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей; составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия; развивать сюжет, соблюдая композицию и последовательность изложения; придумывать предшествующие и последующие события в рассказах.

Я применяю метод наглядного моделирования на всех этапах коррекционной работы. Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую авторское пособие - многофункциональный дидактический стол «Учимся говорить правильно».

        Самым, на мой взгляд, большим достоинством дидактического стола «Учимся говорить правильно» помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом, лучше осмысливая его.

                Новизна пособия состоит в его многофункциональности и универсальности. Устройство дидактического стола позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, работу в парах и самостоятельную деятельность детей, а также пособие можно использовать в диагностических целях. Быстрая смена оборудования и материалов позволяет проводить интегрированные занятия, объединив несколько образовательных областей.

Алгоритм работы:

1. Сначала мы изучаем с детьми модели на карточках, обычно в процессе индивидуальной образовательной деятельности, а потом переходим к столу.

2. Работа за дидактическим столом.

  Варианты выбора модели:

1. Учитель-логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель.

2. Логопед выбирает модель – дети рассказывают,  в чем суть задания.

3. Дети сами выбирают модель (задание). [5]

Надо отметить, что карточки с заданиями являются также достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны в индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности. [5]

Дидактический стол «Учимся говорить правильно» сам по себе достаточно интересен детям.

Использовать модели можно по одной, выполняя задание. А можно в работе с детьми задействовать несколько моделей, выполняя несколько заданий на одном и том же   материале.

 В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме. Кроме этого происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционно-логопедическую работу.

   Применение пособия оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

   Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат в развитии всех сторон речи и освоения программного материала. [4]

Библиографический список:

1.Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

2.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб. Детство-пресс, 1999.

3.http://www.pomochnik

4.http://logoportal.ru/statya-12926/.html

5.http://50ds.ru/logoped/5362-naglyadnoe-modelirovanie-v-rabote-logopeda-detkogo-sda--posobie-volshebnyy-stol.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками

Презентация об использовании метода наглядного моделирования для всестороннего развития ребенка - дошкольника...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвещена использованию метода наглядного моделирования в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов....