Рабочая программа учителя-логопеда логопункта детского сада.
методическая разработка по логопедии

Никонова Наталья Витальевна

В настоящее время учитель-логопед в своей работе должен  представить рабочую программу в соответствии с которой будет построена работа на текущий год. Перспективное планирование кануло в прошлое. Полагаю,что данный образец рабочий программы будет интересен ,как молодым специалистам, так и опытным учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probnaya_rabochaya_programma.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                           Утверждаю

на заседании педагогического совета        Заведующий

протокол от ______________Л.Е. Гудкова

№ 4                                               приказ  от _____ № _______

                                                                                                     

     

                                                                                                                                           

Рабочая программа

учителя-логопеда Никоновой Натальи Витальевны

Группа: логопункт

               

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 80

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019год

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе НПОЗ разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы ГБДОУ ЦРР Д.С.№ 80, утвержденной

Рабочая программа разработана на период 2019-2020 учебный год (с 03.09.2019 по 30.06.2020 года).

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ГБДОУ ЦРР детского сада № 80, на основании следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 №1155;
  • Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.1.3049-13);
  • Методических рекомендаций по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
  • Положением о рабочей програме педагога ГБДОУ ЦРР детского сада №80

     Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.

         Цели программы:

- выявленние детей , имеющих речевые нарушения;

- создание полноценной речевой среды для детей дошкольного возраста с дефектами речи;

- всестороннее развитие психических и личностных качеств в соответствии с возрастными

  и индивидуальными особенностями;  

-подготовка ребенка к обучению в школе;

- раннее выявление структуры дефекта;

- коррекция речевых нарушений;

- профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников;

- преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с

  окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных

  процессов,  влияют на эмоционально- волевую сферу.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой , учебной, двигательной.

Для достижения целей Программы в логопедической работе первостепенное значение имеют:

  • Своевременное выявление детей с нарушениями речи
  • Создание благопрятной психологической атмосферы и доброжелательного отношения к воспитаннкам
  • Максимальное использование разнообразных методов и приемов в целях повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса
  • Вариативность использования наглядного и дидактического материала
  • Обеспечение развития реенка в процессе коррекционной работы
  • Обеспечение заинтересованности педагогов и родителей в процессе и результатах логопедической работы с детьми.

Задачи:

  • Своевременное оказание логопедической помощи детям с неправильным произношением отдельных звуков в условиях детского сада
  • Предупреждение, выявление и своевременное направление дошкольника со сложным речевым диагнозом на медико-педагогическую комиссию
  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи
  • Правильно передавать звуковую структуру слов, используемых в самостоятельной речи
  • Овладеть смысловой стороной речи
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями
  • Овладеть навыками объединения их в рассказ
  • Овладеть навыками простого пересказа
  • Овладеть навыками диалогической речи
  • Овладеть навыками словообразования и словоизменения
  • Закрепить умение грамматически правильно оформлять самостоятельную речь
  • Закрепить навык использования в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий
  • В дальнейшем осуществлять совершенствование всех компонентов языковой системы
  • Постоянное совершенствование артикуляционной и общей моторики
  • Постановка и закрепление произношения звуков
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале

      Развитие речи детей является одним и основных направлений дошкольного воспитания и решает задачи всестороннего развития ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.

     Данная программа предназначена для преодоления нарушений произношения отдельных звуков у детей.

     Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а так же на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

    В процессе образования и воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательного детского сада осуществляются те задачи, которые определены в области умственного, эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста.

      Решение обозначенных в Программе целей и задач обучения и воспитания возможно только при доброжелательном и искреннем настрое самих взрослых на помощь детям в устранении имеющихся у них речевых трудностей, наличие которых они в одних случаях ещё недостаточно осознают, а в других – наоборот, относятся к ним чрезвычайно критично и в связи с этим неадекватно воспринимают любое высказывание или действие взрослого. Поэтому от того, насколько верный тон выберут педагоги в общении с каждым ребенком с первых дней зачисления в группу НПОЗ зависит его дальнейшее эмоциональное и психофизическое благополучие.

      При разработке программы учитывался контингент детей группы:

- Возрастные особенности детей 5-6 лет:

В этом возрасте в поведении детей происходят качественные изменения – дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше к ним предъявляли взрослы. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В 5-6 лет происходят изменения в представлениях о себе (каким я буду). В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, оценки и мнение сверстников становятся существенными для них. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин, о различии профессий. В игре дети часто пытаются контролировать друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.

     Более совершенной становится крупная моторика. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться, укрепляются мышцы и связки. При самообслуживании дети не нуждаются в помощи взрослых. В 5 лет дети знают цвета и их оттенки, могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно – образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием схем. На шестом году жизни происходят важные изменения в развитии речи. Правильное произношение звуков становится нормой, ребенок свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело, способен регулировать силу голоса и темп речи. Дети самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть последствия собственных действий и поступков.

- Возрастные особенности детей 6-7 лет:

              В этом возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, обосновываются музыкальные предпочтения. В продуктивной деятельности дкети могут изобразить задуманное, могут рисовать узкие и широкие линии краской, рисовать кольца, дуги. Смешивать краску на палитре для получения светлых, темных оттенков. Дети могут ножницами вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников и др. Дети могут конструировать по собственному замыслу из разных материалов.

      В целом ребенок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Их социально – нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В этом возрасте ребенок уверено владеет культурной самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя. Обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Развивается способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека. Поведение ребенка становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. В этот период зарождается детская дружба, но вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения, они стремятся проявить себя, привлечь внимание к себе. В играх дети отражают достаточно сложные социальные события – рождение ребенка, свадьба, праздник и т.д. продолжается дальнейшее развитие моторики. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет им запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей становится богаче и оригинальнее. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Дети в этом возрасте не только правильно произносят, но и хорошо различают звуки и слова. В своей речи используют сложные предложения, увеличивается словарный запас. Активно развивается монологическая форма речи, появляется речь – рассуждение. К концу дошкольного возраста речь становится средством общения, познавательной деятельности, планирования и регуляции поведения. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Совершенствуется и усложнятся техника рисования. Дети могут передавать пропорции, цвет, как средство передачи настроения, становятся доступны приёмы декоративного украшения. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению. В аппликации дети осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. Дети способны конструировать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

 

Группа временного пребывания логопункт

Организация группы при ДОУ возможна при наличии в базовом учреждении специально выделенного помещения – логопедического кабинета, отвечающего педагогическим и санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей и педагогов. Кабинет оборудован необходимым инвентарём, игрушками и пособиями.

Группа для детей, посещающих логопункт в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, создается с целью коррекции нарушений произношения отдельных звуков у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Группа открывается при наличии на начало учебного года не менее 25-30 детей с нарушением произношения отдельных звуков и существует до достижения необходимых результатов коррекционной работы.

Задачи:

  • Обследование в ГБДОУ детей 3, 5-6 лет, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта
  • Взаимодействие с ТМППК района;

Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия

  • Организация и осуществление учебно-коррекционной работы логопункта с детьми, имеющими логопедическое заключение «нарушение произношения отдельных звуков»
  • Группа комплектуется из числа детей старшей и подготовительной групп ГБДОУ, причём приоритет при комплектовании группы отдается детям подготовительного возраста.
  • Комплектование группы осуществляется учителем-логопедом логопункта на основании акта обследования воспитанников ГБДОУ ТМППК

Деятельность группы направлена на решение трех основных задач:

  • Выявление детей, имеющих речевые нарушения
  • Коррекции речевых нарушений
  • Профилактики возникновения речевых нарушений у дошкольников

           Каждый ребенок дошкольного возраста дважды в течение учебного года (в начале и

           в конце) обследуется по таким параметрам:

           - звукопроизношения

           - словарный запас

           - грамматический строй речи

           - фонематическое восприятие

           - связная речь

          И в соответствии с логопедическим заключением, направляется на комиссию по    

          зачислению во временную речевую группу.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи логопедической работы в каждой из групп. Так, при работе с детьми, имеющими нарушения произношения отдельных звуков, главной её задачей является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, при необходимости, их дифференциация со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.

Учет характера и степени выраженности речевых нарушений, возраста воспитанников не только перечень основных коррекционно-педагогических задач, но и соответствующую наполняемость временной речевой группы – от 24 до 26 детей по результатам логопедической диагностики. На каждого по результатам обследования заполняется речевая карта.

Направления деятельности:

  • Диагностическое
  • Коррекционноразвивающее (создание условий для эффективной коррекции недостатков устной речи у детей дошкольного возраста с логопедическим заключением «нарушение произношения отдельных звуков»)
  • Информационно – методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям; организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению).
  • Длительность пребывания детей в группе – ½ учебного года. В исключительных случаях срок пребывания ребенка на логопункте может быть продлен.
  • Наполняемость группы – 12-15 детей на каждые полгода.
  • Дети выводятся из группы ТМППК по мере исправления нарушений произношения.
  • Приём и выпуск детей оформляется отдельными протоколами в 3 экземплярах по единой форме.
  • Не подлежат приёму в группу дети с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи», «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.
  • Основная организационная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут, подгрупповых – 25-30 минут. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий отражаются в планировании.
  • Периодичность занятий: индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно проводить не менее 3-х раз в неделю; подгрупповые – не менее 2-х раз в неделю.

Содержательный раздел

Содержание и структура рабочей программы

Настоящая программа представляет комплект современных коррекционно – развивающих образовательных разделов, учитывающий потребности дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи старших и подготовительных групп.

В содержании логопедических работ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации своевременной коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей.

В данной Программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  •  Принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития)
  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии
  • Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза
  • Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения
  • Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи

Направления коррекционной работы с детьми:

  • Развитие сенсорных функций
  • Развитие речевой моторики
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие познавательной деятельности
  • Развитие мышления, процессов памяти, внимания
  • Формирование личности ребенка с одновременной регуляцией и коррекцией социальных отношений
  • Воздействие на социальное окружение

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи.

Диагностика речевого развития ребенка.

Развитие речевого общения.

Формы занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Технологии, которые используются в работе: игровая, здоровьесберегающая (смена различных видов деятельности), технология основанная на индивидуальном и дифференцированном подходе к детям, коллективное обучение, технология развивающего обучения путем создания проблемных ситуаций, инновационные технологии.

Приёмы – игры для разработки артикуляционного аппарата в виде артикуляционной гимнастики, игры для постановки изолированного звука, автоматизации поставленных звуков в разных позициях, приём «Синквейн» - для обогащения словаря, пальчиковые игры.

Программа начинается с раздела «Группа временного пребывания с НПОЗ», в котором отражены организация, задачи и формы работы.

Во втором разделе «Логопедическая работа по преодолению нарушений произношения отдельных звуков у детей» отражены основные этапы коррекции звукопроизношения.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Работа по формированию и совершенствованию фонематического слуха
  • Выработка правильного речевого дыхания
  • Развитие просодической стороны речи
  • Обучение правильному произношению слов сложной слоговой структуры
  • Воспитание четкого произношения звуков на материале отдельных звуков, слогов, слов, предложений и связной речи
  • Воспитание четкого произношения на материале чистоговорок

РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ

  • Обучение образованию слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным суффиксом
  • Обучение образованию относительных и притяжательных прилагательных
  • Обогащение предметного словаря
  • Обогащение глагольного словаря
  • Формирования словаря слов-признаков
  • Формирование обобщающих понятий
  • Обучение навыку подбора антонимов и синонимов
  • Уточнение лексического значения слова

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

  • Развитие артикуляторного аппарата
  • Развитие мелкой моторики
  • Коррекция звукопроизношения на всех этапах постановки и автоматизации нарушенных звуков
  • Коррекция общей моторики

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Обучение составлению предложений с опорой на различные схемы
  • Обучение составлению описательного рассказа с опорой на наглядность и без неё
  • Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке и по серии картинок
  • Обучение пересказу
  • Обучение умению передавать свои мысли и чувства
  • Разучивание стихов, потешок и чистоговорок

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  • Обучение образованию множественного числа существительных
  • Обучение правильному употреблению падежных окончаний
  • Обучение правильному согласованию существительных и прилагательных
  • Обучение правильному согласованию существительных и числительных
  • Обучение образованию слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным суффиксом
  • Обучение правильному употреблению существительных и предлогов

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Проведение индивидуальных и тематических консультаций
  • Проведение открытых занятий
  • Знакомство со специальной литературой
  • Систематический контроль за выполнением домашних рекомендаций
  • Регулярное участие в родительских собраниях

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

  • Индивидуальные и тематические консультации
  • Подбор и распространение специальной педагогической литературы
  • Проведение лекций и бесед на педагогических советах
  • Контроль за работой по звуковой культуре речи в группах
  • Регулярные рекомендации по автоматизации поставленных звуков
  • Регулярные рекомендации по работе над лексической темой
  • Обучение использованию приёмов мнемотехники на занятиях

РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

  • Проведение совместных досугов
  • Обучение элементам логоритмики
  • Согласование сценариев праздников и правильное распределение ролей с учетом речевого дефекта детей
  • Подбор материала, который поможет воспитать темп, ритм, развить дыхание и голоса

В Программе в отдельном разделе выделена «Работа с родителями», т.к. эффективность коррекционной помощи зависит от совместной работы логопеда с родителями.

Первый период.

1-3 неделя Обследование речи детей.

Развитие психических функций:

  • Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков
  • Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки
  • Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками /4-8 частей, все виды разрезов/ и пазлами по всем изучаемым лексическим темам
  • Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, материалу)
  • Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности
  • Развивать оптико-пространственные ориентировки
  • Развивать сомато-пространственные ориентировки

Коррекция движений мелкой моторики

Развитие графических навыков

Развитие понимания речи:

  • Воспитывать активное произвольное внимание к речи
  • Приучать вслушиваться в обращенную речь
  • Различать и воспроизводить её отдельные, доступные элементы
  • Выполнять действия по заданной инструкции
  • Удерживать в памяти воспринятый на слух материал (4-6 слов)
  • Уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи
  • Учить понимать действия, выраженные приставочными глаголами
  • Учить понимать смысл предложений, имеющих слова сходные по звуковому составу, но разные по значению:

где мальчика катают – где мальчик катается,

где малыш надевает – где малышу надевают,

дай Коле карандаш – дай Колин карандаш,

кто наливал сок – кто выливал сок

Развитие словаря:

  • Уточнять и расширять запас представлений, обеспечивать переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств
  • Расширять объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений
  • Обучать группировке предметов, формировать родовые и видовые обобщающие понятия
  • Расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, личных и возвратных глаголов
  • Обогащать активный словарь относительными прилагательными
  • Обеспечивать понимание и использование в речи слов-антонимов
  • Расширять понимание значения простых  предлогов и активизация их в речи
  • Обогащать экспрессивную речь притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • Закреплять правильное употребление лексико-грамматических категорий и воспитывать навык словообразованияна материале лексических тем (см. перспективный тематический план)

Развитие просодической стороны речи:

  • Развивать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох
  • Закреплять навык мягкого голосоведения
  • Воспитывать умеренный темп речи по подражанию, в упражнениях на координацию речи с движением
  • Развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях

Формирование правильного звукопроизношения:

  • Вырабатывать точные, координированные движения речедвигательного аппарата
  • Уточнять и закреплять правильное произношение имеющихся звуков
  • Постановка и автоматизация отсутствующих звуков по индивидуальным планам
  • Изучать и уточнять произношения гласных (а, у, о, и, э, ы)
  • Дифференцировать гласные (ы-и)
  • Корректировать звукопроизношение на разнообразном речевом материале

Развитие фонематического слуха:

  • Различать и дифференцировать неречевые звуки (высоко-низко, тихо-громко)
  • Различать на слух гласные звуки
  • Формировать умение слышать гласный звук в ряду других звуков
  • Формировать умение слышать слог в ряду других слогов
  • Выделять первый ударный звук в слове
  • Анализировать звуковые сочетания типа: «ау», «уа», «ауи»
  • Определять количество произнесенных гласных звуков и их последовательность
  • Понимать термины «звук – слово»

Работа над слоговой структурой слова:

  • Различать на слух длинное и короткое слово
  • Передавать ритмический рисунок слова «...»
  • Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из легких правильно произносимых звуков, меняя при этом ударение, интонацию
  • Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных и одинаковых согласных звуков: па по пу
  • Отрабатывать произношение слов одно-, двух-, трехсложных слов разного слогового состава с простым звуковым наполнением

Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза, и обучение элементам грамоты:

  • Выделять слогообразующий гласный в прямом слоге, односложных словах
  • Запоминать и заучивать слова со сходными звуками
  • Выделять звуки на слух в потоке звуков, в ряду слов
  • Выделять слог с заданным звуком в ряду других слогов
  • Определять наличие звука в слове
  • Воспроизводить звуковую последовательность, порядок и количество звуков в ряду
  • Подбирать картинки с заданным звуком
  • Придумывать слова с заданным звуком
  • Формировать понятия «звук, гласный звук»
  • Знакомит со звуками (а, у, о, и, ы, э)
  • Знакомить с буквами Аа, Уу, Оо, Ии, Ээ,ы
  • Формировать представления об отличиях звука и буквы
  • Учить составлять буквы из разнообразного материала
  • Узнавать «зашумленные» изображения букв, буквы с недостающими элементами, находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв

Развитие связной речи и речевого общения:

  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы (Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?)
  • Кратко и полно задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца
  • Овладевать навыками составления простых предложений по вопросам, при демонстрации действий, по картинке, по моделям
  • Учиться составлять короткий рассказ по следам демонстрации действия, беседе по картинке
  • Учиться составлять рассказы – описания о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану
  • Учиться связному рассказыванию по серии сюжетных картинок
  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога
  • Придумывать новую концовку хорошо знакомых сказок
  • Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию

Второй период

Развитие психических функций:

  • Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков
  • Совершенствовать умение различать громкие и тихие, высокие и низкие звуки
  • Продолжать развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам
  • Развивать мышление в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам
  • Продолжать развивать воображение
  • Развивать оптико-пространственные ориентировки
  • Развивать сомато-пространственные ориентировки

Коррекция движений мелкой моторики

Развитие графических навыков

Развитие понимания речи:

  • Развивать понимание сложных лексико-грамматических конструкций
  • Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения (жук звенит или жужжит)
  • Определять правильность по смыслу отдельных предложений (надень шапку и развяжи ленточку)

Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования:

  • Закреплять знания о различных свойствах предметов
  • Образовывать сравнительную степень прилагательных
  • Образовывать новые слова с помощью суффиксов
  • Расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов
  • Обеспечивать понимание и свободное использование в речи слов-антонимов
  • Понимать простые случаи переносного значения слов (лес уснул, ветер воет)
  • Знакомить с многозначностью слов (снег идет, поезд идет, человек идет)
  • Формировать родовые и видовые обобщающие понятия
  • Уточнять представления об основных цветах и оттенках

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • Закреплять правильное употребление лексико-грамматических категорий и воспитывать навык словообразования на материале лексических тем (см. перспективный тематический план)

Развитие просодической стороны речи:

  • Продолжать совершенствовать речевое дыхание и длительный речевой выдох на материале чистоговорок с автоматизированными звуками
  • Закреплять навык мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности
  • Продолжать формировать навык умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на увиденное и услышанное
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи в инсценировках, играх-драматизациях
  • Совершенствовать качества голоса (силы, тембра) в играх- драматизациях
  • Совершенствовать четкость дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками

Формирование звуковой стороны речи:

  • Изучать и уточнять произношение согласных (м, н, п, т, к, х, ф, в, б, д, г) в твердом и мягком варианте, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные
  • Корректировать звукопроизношение на разнообразном речевом материале

Работа над слоговой структурой слова:

  • Формировать слоговую структуру с учетом индивидуальных особенностей речи детей

Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза, и обучение элементам грамоты:

  • Выделять слогообразующий гласный в прямом слоге, односложных словах
  • Анализ обратного слога
  • Выделять последний согласный звук в слове
  • Различать на слух и в произношении звуки по признакам твердости-мягкости
  • Запоминать и заучивать слова со сходными звуками
  • Выделять звуки на слух в потоке звуков, в ряд слов
  • Выделять слог с заданным щвуком в ряду других слогов
  • Определять наличие звука в слове
  • Воспроизводить звуковую последовательность, порядок и количество звуков в ряду
  • Подбирать картинки с заданным звуком
  • Придумывать слова с заданным звуком
  • Формировать понятия «звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук»
  • Знакомить с буквами Мм, Нн, Пп, Тт, Кк, Хх, Фф, Вв, Бб, Дд, Гг
  • Формировать представления об отличиях звука и буквы
  • Учить составлять буквы из разнообразного материала
  • Узнавать «зашумленные» изображения букв, буквы с недостающими элементами
  • Находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв
  • Учить читать обратные слоги

Развитие связной речи и речевого общения:

  • Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога
  • Сравнивать предметы с выделение различных и сходных качеств
  • Составлять простое описание предмета, закреплять навык составления простого предложения
  • Закреплять навык построения предложений, распростронять предложения путем введения определения, однородных членов
  • Дать представление о наиболее доступных конструкциях сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  • Составлять короткие рассказы по картине, по серии картин, пересказы, рассказы-описания
  • Пересказывать короткие тексты из 3-4 предложений
  • Пересказывать текст из 3 предложений, названных в нарушенной последовательности
  • Пересказывать хорошо знакомые сказки, короткие тексты со зрительной опорой
  • Придумывать новую концовку хорошо знакомых сказок

Третий период

Развитие психических функций:

  • Продолжать развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков, «голосов природы»
  • Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (8-12 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам
  • Развивать мышление в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам
  • Продолжать развивать воображение, творческие способности
  • Развивать оптико-пространственные ориентировки
  • Развивать сомато-пространственные ориентировки

Коррекция движений мелкой моторики

Развитие графических навыков

Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования:

  • Продолжать развивать понимание обобщенного и переносного значения слов, их многозначности, отношений целого и частного
  • Знакомить с новыми словами, углублять понимание уже известных, выяснять их оттенки, различия
  • Закреплять навык употребления обиходных глаголов
  • Закреплять навык употребления относительных прилагательных, притяжательных с ласкательными суффиксами
  • Формировать родовые понятия
  • Ориентировать детей на стилистические нормы употребления усвоенных слов
  • Подбирать антонимы временные, пространственные, отражающие явления природы, соотношения по вкусу, весу, величине
  • Учить подбирать точные, подходящие по смыслу слова
  • Подбирать синонимы, обозначающие как общие понятия, так и оттенки значений слов
  • Знакомить с многозначностью слов с предметным, глагольным значением
  • Продолжать работать по уточнению понимания и расширения значений простых предлогов
  • Активизировать ранее освоенные другие части речи

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • Закреплять правильное употребление лексико-грамматических категорий и воспитывать навык словообразования на материале лексических тем (см. перспективный тематический план)

Развитие периодической стороны речи:

  • Совершенствовать интонационную выразительность речи и качества голоса (сила, тембр, способность к усилению и ослаблению) в инсценировках, театрализованных играх
  • Совершенствовать четкость дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками

Формирование звуковой стороны речи:

  • Изучать и уточнять произношение согласных (л´, й, с), дифференцировать звуки (л´ - й)
  • Корректировать звукопроизношение на разнообразном речевом материале
  • Продолжать закреплять правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности

Работа над слоговой структурой слова:

  • Формировать слоговую структуру с учетом индивидуальных особенностей речи детей
  • Формировать навык практического использования слов сложной слоговой структуры в предложениях и коротких рассказах

Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза и обучение элементам грамоты:

  • Формировать понятия «звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук»
  • Закреплять представления о слогообразующей роли гласных звуков
  • Совершенствовать умение различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости
  • Совершенствовать умене определять место звука в слове
  • Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук, слова со звуком в определенной позиции
  • Совершенствовать навык анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трёх звуков
  • Закреплять представления о буквах, их отличию от звуков
  • Знакомить с буквами Лл, й, Сс
  • Продолжать учить составлять буквы и палочек, и другого материала
  • Узнавать «зашумленные» изображения букв
  • Учить читать обратные и прямые слоги, короткие слова

Развитие связной речи и речевого общения:

  • Развивать навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией, выполняемых детьми действий
  • Совершенствовать диалогическую форму речи
  • Закреплять правильное употребление конструкций сложноподчиненных предложений
  • Составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций
  • Составлять разные типы предложений
  • Преобразовывать предложения:

перестройка путем изменения действующего лица

распространение предложений при введении однородных членов

замена отдельных элементов

составление предложений по опорным словам

по одному опорному слову

по заданному обороту речи

по предметной или сюжетной картинке

  • Составлять простые рассказы по демонстрационным действиям
  • Составлять рассказы – описания отдельным предметам
  • Составлять описание отдельных предметов по плану
  • Сравнивать 2-4 предмета
  • Пересказывать короткий рассказ
  • Составлять рассказ по сюжетным картинкам
  • Придумывать новую концовку хорошо знакомых сказок
  • Составлять рассказ по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа)
  • Составлять рассказ по теме (творческие рассказы с придумыванием окончания, начала рассказа)
  • Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом

РЕЧЕВАЯ КАРТА

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения

  1. Домашний адрес, № д/с
  1. Жалобы родителей
  1. Краткий анамнез:

Беременность

Роды

Раннее физическое развитие

Заболевания до 2 лет

  1. Особенности строения речевого аппарата
  1. Слух

Зрение

Общая моторика

Артикуляционная моторика

Мелкая моторика

  1. Неврологическая симптоматика

  1. В каком возрасте замечено нарушение речи
  1. Занятия с логопедом:

Где

Когда

Результат

  1. Особенности познавательной сферы:

Внимания

Восприятия

Словесно-логического мышления

Памяти

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы
  1. Состояние интеллектуальной сферы
  1. Состояние фонематического слуха
  1. Фонематическая сторона речи:

Голос

Сила

Наличие носового оттенка

Наличие заикания (его форма, степень)

Модуляция

Темп

  1. Звукопроизношение :

Гласные

Свистящие

Шипящие

Аффрикаты

Сонорные

Другие

Дифференциация звуков

  1. Слоговая структура
  1. Словарный запас
  1. Грамматический строй:

Словообразование

Словоизменение

Употребление предлогов

Фазовая речь

  1. Связная речь
  1. Заключение и рекомендации

Дата заполнения

Логопед

Логопедическая работа по преодолению нарушений произношения в группе Логопункт

Характеристика детей с НПОЗ

НПОЗ – это группа для детей с нарушениями отдельных звуков, т.е. в эту группу зачисляются дети с нарушением не более четырёх звуков, т.е. нарушения произношения не более двух групп звуков; фонематические процессы не сформированы; лексико-грамматический строй в основном соответствует возрасту; связная речь сформирована недостаточно.

Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

К группе свистящих звуков относят звуки (С, З, Сь, Зь, Ц)

Правильная артикуляция звуков

Звуки «С» и «Сь»

Губы растянуты и слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на растояние около 1мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посредине её проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. При мягком «сь» спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы. Произнесение «з» и «зь» характеризуется дополнительной работой голосовых связок.

Звук «Ц»

Звук «Ц» образуется при слиянии двух звуков «Т» и «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты или сближены. Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом у альвеол. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.

Шипящие звуки «Ш», «Ж», африкаты «Ч» и «Щ»

Шипящие звуки «Ш, Ж, Ч, Щ» одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами – это «верхние» шипящие. Шипящие звуки могут быть и «нижними», что менее желательно. При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему нёбу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. При произнесении шипящих воздух проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твёрдым нёбом.

Звук «Ш»

Губы немного округлены и вытянуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним альвеолам (бугоркам за верхними резцами), но не касается твердого нёба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Выдыхаемая воздушная струя обильная и теплая.

Звук «Ч»

Губы слегка выдвинуты вперёд, но меньше , чем при «Ш». Расстояние между губами 1 мм. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем» положении кончик языка находится в положении близком «верхнему» «Ш», при нижнем в положении близком нижнему «Ш». В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам. Напряжение тока воздуха сильное.

Звук «Щ»

Звук «Щ», подобно другим шипящим может быть «верхним» и «нижним». Положение органов артикуляции (губ, языка, голосовых связок) такое же как при звуке «Ч». Обычно «верхнему» «Ч» соответствует и верхний «Щ», а «нижнему» «нижний»

Сонорные звуки

Звуки «Л» и «ЛЬ»

Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка приподнят и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. При мягком «ЛЬ» задняя часть языка опущена, а передняя часть спинки языка касаются значительно большей площадью верхних зубов и альвеол.

Звуки «Р»

Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними резцами) и соприкасается с ними вовремя вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

Звук «РЬ»

Передний край языка передвигается вперед и опускается ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Слышится короткий одноударный звук «РЬ».

Недостатки произношения различных звуков

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:

  1. Межзубный сигматизм

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех, и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

  1. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения, свистящие или шипящие звуки (а иногда и те, и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т.е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с ( в и  з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

  1. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д, например: суп – «туп», самолет – «тамолёт», зима – «дима», зонтик – «донтик», цапля – «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

  1. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твёрдому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака – «шябака», замок – «жямок»).

  1. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлопающий» звук

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

Разновидность ротацизма.

Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежгого гласного. Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции – это велярного р (velum – мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание. Второй тип – увулярное р (uvula – язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

Вместо р порой встречается носовой звук.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л. Получается звук, напоминающий сочетание рл.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское r.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р´. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р´. Иногда бывает и обратное, когда искажается р´, а р остается нормальным.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р´л, л´, й, г, д, в). Некоторые из них, в частности замена р на р´, на л или л´ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Содержание психолого – коррекционной работы

с детьми на логопункте

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

Основные этапы исправлений звукопроизношения.

Обычно различают 4 основных этапа исправления нарушений звукопроизношения:

  1. Подготовительный этап
  2. Постановка звука
  3. Автоматизация звука
  4. Дифференциация звуков ( в случае замены одного звука другим или смешениях)

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., всё что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап.

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения тренировки подвижности и переключаемости органов, отработкиопределенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для конкретного звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так при формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щёк – надуть щёки и удерживать в них воздух, втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте; для выработки направленной воздушной струи – не надувая щёк, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образовывая посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.). Затем нужно научить ребенка образовывать узкую щель с растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты друг к другу). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен. При таком же положении губ ребенку предлагают положить между ними широкий кончик языка и пустить струю воздуха, сдувая бумажные листочки.

Примерный комплекс общей артикуляционной гимнастики

Выполняем ежедневно, сидя перед зеркалом, чтобы ваше лицо и лицо ребенка были видны в нём. По 15 – 20 минут.

  1. Упражнения для губ и нижней челюсти

• свободное опускание и поднимание нижней челюсти

• подбородок упирается в кулаки, с усилием опускается вниз. Кулаки с

   силой давят на подбородок, рот закрывается.

• зубы сжать, сделать «Оскал» - видны оба ряда зубов. Губы вытянуть

   вперед трубочкой, повторить «Оскал»

• рот открыт, губы вытянуть вперёд «Хоботок», вернуться в исходное

  Положение

  1. Упражнения для языка:

• рот приоткрыть, высунуть широкий язык «Лопаточкой», чтобы края

   его касались углов рта

• рот приоткрыть, высунуть язык «Жалом» придав ему заостренную

   форму

• улыбнуться, широко раскрыть рот, высунуть широкий язык и придать

   ему форму «Чашечки» и т.д. (см. комплексы артикуляционных

   гимнастик)

Примерый комплекс упражнений на дыхание

  • Развитие физиологического дыхания: вдыхаем аромат леса, дует легкий ветерок, вдох носом, выдох ртом и т.д.
  • Развитие речевого дыхания и голоса: нюхаем цветы, произносим звук тихо, громко, шёпотом; произносим звук и слог на одном выдохе, птичьи голоса, голоса животных и их детёнышей (звукоподражание).

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Для этого используются упражнения, настольные игры «Мозаика», различные игры с пальчиками.

Примерный комплекс упражнений на развитие мелкой моторики

  • Выполнение фигурок из пальцев: домик, очки, флажок, лодка, пароход, стул, стол, грабли, цепочка, скворечник, шарик, ёлка, корзинка, колокольчик, кошка, зайка и ушки, гусь, петушок, курочка, лошадка, коза, краб, замок и т.д.
  • Выполнение фигурок из спичек: геометрические фигуры, мельница, бабочка, звезда, рыбка, лодка, мост, машина, окно, пароход, ракета, дом, ёлка, лопата и т.д.
  • Игры с природным материалом: игры с крупой, семечками, орехами, шишками и т.д.
  • Застёжки, шнуровки, обводки.

Развитие фонематического слуха является важным в коррекции звукопроизношения. Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком. Нужно давать ему возможность сопоставить образец логопеда и сравнить с его собственным искажённым произношением. Для этого используются дидактические игры («Хлопни, если услышишь звук», «Найди картинку с заданным звуком» и т.д.)

При замене ребёнком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нарушенного звука и его заменителя.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработкаопорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.

К следующему этапу – постановке звука – можно переходить, когда ребёнок научится довольно быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Постановка звука.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ – по подражанию, когда внимание ребёнка фиксируют на движение положения органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучание данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создастся база осознанного воспроизведения ребёнком звука.

Второй способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае используются    шпатели и соски.

Третий сособ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трёх способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции,    кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильных сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах не говорит ребёнку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание.

При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы – зрительный (ребёнок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Всё это даёт возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребёнок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподрожание).

Автоматизация звука

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звуков во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка.

Дифференциация звуков

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Работа с родителями

Успепх в коррекции звукопроизношения у детей в дошкольном учреждении в условиях временной речевой группы зависит от сотрудничества учителя-логопеда с родителями.

Главная цель работы с родителями:

  1. Осуществление преемственности в деятельности ДОУ и семьи
  2. Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс
  3. Своевременное консультирование по речевым проблемам.

Вся работа проводится по следующим направлениям:

  1. Отчёты по итогам обследования речи детей
  2. Коррекционно-логопедические практикумы
  3. Пропоганда логопедических знаний

Основные направлени сотрудничества с родителями реализуются через следующие формы работы:

• индивидуальные беседы с родителями

• выступления на собраниях для родителей

• офрмление логопедических стендов и уголков в помощь родителям

• посещение родителями индивидуальных логопедических занятий

• тематические консультации (индивидуальные)

Очень важно проводить собеседования по динамике речевого развития ребенка, которые проводятся по каждому периоду коррекции.

Работа с педагогами

Проведение совместной деятельности педагогов и специалистов ГДОУ в правильной организации коррекционной работы с детьми (с учётом индивидуальной характеристики и уровня развития ребёнка).

Проведение малых медико-педагогических консилиумов.

  • Итоги углубленного логопедического обследования детей детского сада
  • Утверждение плана работы на первое полугодие
  • Итоги коррекционной педагогической работы за первое полугодие
  • Утверждение плана работы на второе полугодие
  • Итоги коррекционноц педагогической работы за второе поугодие
  • Подготовка к проведению выпускных мероприятий за учебный год

Участие в районных, городских методических объединениях учителей-логопедов.

Основной этап

Перспективный план логопедической работы на логопункте с  детьми в старше-подготовительной группе

Месяц, неделя

Лексические темы

Развитие общих речевых навыков

Звукопроизношение

Работа над слоговой структурой слова

Грамматический строй речи

Развитие связной речи

Сентябрь

1-3 неделя

Обследования состояния речи

1.Выработка чёткого координированного  движения органов речевого аппарата.

2.Обучение детей короткому и бесшумного вдоху, спокойному, плавному выдоху

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

5. Разработка речевого аппарата. Подготовка к постановке звуков.

6. Постановка и первоначальное закрепление непр-но произносимых и отсутствующих звуков.

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова.

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных.

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных.

1.Отработка падежных окончаний им. сущ-х ед. числа.

2. Преобразование сущ-х в И.п. ед.ч.

во мн.число

3.Согласование гл. с сущ. ед. и мн.числа

4.Согласование сущ-х с прил-ми в р. падеже

5.Согласование сущ-х с притяж. местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ

6.Образование   сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами по темам

1.Составление простых распр. предложений

2.Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом

3. Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам

4. Работа над диалогической речью

 

4 неделя

«Осень. Осенние цветы. Сад, огрод. Ягоды, грибы»

Октябрь

1 неделя

«Золотая осень»

2 неделя

«Лес, деревья»

3 неделя

«Откуда хлеб пришёл»

4 неделя

«Профессии»

5 неделя

«Русские народные промыслы»

Ноябрь

1,2 неделя

«Домашние животные»

3-4 неделя

«Перелётные птицы»

5 неделя

«Семья»

Лексика

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

1 неделя

«Дикие животные»

1.Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей

2. Познакомить с различными видами интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной

3. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков

4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

1.Работа над структурой слов со стечен. согл-х в нач. слова, в середине слова, в конце слова

2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова

1.Закрепление употребления падежных окончаний сущ-х в ед. и мн.числе

2. Согласование прил. с сущ-ми в роде, числе и падеже

3. Согласование сущ-х с числит-ми

4.Образование названий детёнышей животных

5.Образование притяж. прил-х, образование относительных прил-х от сущ -х

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы

2. Обучать составлению рассказа по серии картинок

3. Работа по развитию пальчиковой моторики (упр. для пальцев)

2 неделя

«Животные севера»

3 неделя

«Животные жарких стран»

4 неделя

«Новогодний праздник»

Январь

3 неделя

«Зимние забавы»

4 неделя

«Почта»

5 неделя

«Зимующие птицы»

Февраль

1 неделя

«Одежда, обувь»

2 неделя

«Мебель»

3 неделя

«Защитники Отечества»

4 неделя

«Транспорт, ПДД»

3 период (март, апрель, май)

Март

1 неделя

«Мамин праздник»

1.Продолжить работу над речевым дыханием

2.Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи

3.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков

4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

1.Закрепление слоговой структуры двухсложных слов состечением согласных

2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных

1.Уточнить значение простых и сложных предлогов, закрепить прав. употребление предлогов

2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложно-подчинённых предложений с союзами

3.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, составлению предложений с дан. словами

1.Закрепление умения сам-но составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин

2.Составление различных типов сложн.-подчинённых предложений с союзами и союзными словами

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта

2 неделя

«Ранняя весна»

3 неделя

«Комнатные растения»

4 неделя

«Посуда. Труд повара»

Апрель

1 неделя

«Родной город»

2 неделя

«Космос»

3 неделя

«Вода и воздух»

4 неделя

«Орудия труда. Инструменты»

5 неделя

«Животный мир океанов»

Май

1 неделя

«День Победы»

2 неделя

«Весна»

3 неделя

«Весенние цвеы. Насекомые»

4 неделя

«Народы разных стран»

Июнь

«Лето»

Игры и упражнения по звуковой культуре речи

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • Правильно произносить поставленные звуки во фразовой речи
  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ
  • Владеть элеметарными навыками пересказа
  • Владеть навыками диалогической речи
  • Владеть навыками словообразования
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Используемая литература:

  1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина -М.:Просвещение, 1989 – 223 с
  2. Белов Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В.Белов – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
  3. Бочкарева О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий /О.И.Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
  4. Волкова Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009 – 703 с.
  5. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук. – СПб.: Издат. Дом «Литера», 2012 – 64 с.
  6. Журавлева А.Е. Домашняя логопедия / А.Е.Журавлева, В.В.Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
  7. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
  8. Косинова Е.М. Уроки  логопеда: игры для развития речи / Е.М.Косинова. – м: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
  9. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.
  10. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. / О.И.Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.
  11. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А.Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
  12. Нищева Н.В. Программа  коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР
  13. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекы произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г.Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. -464 с.
  14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда /О.Б.Иншакова. – М.: Владос, 2003. – 739 с.
  15. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И.Руденко. – Изд.10-е Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедическойработы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопункта.

Первый опыт обощения и создания рабочей программы коррекции и развития речи детей на дошкольном логопункте....

рабочая программа учителя-логопеда на логопункте

содержание раб программы учителя-логопеда на логопункте...

Рабочая программа учителя - логопеда в логопункте в детском саду в условиях ФГОС ОВЗ

Рабочая программа учителя - логопеда в логопункте в детском саду в условиях ФГОС ОВЗ...

Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта

Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта...

Рабочая программа учителя-логопеда в логопункте

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ.  Срок реализации: один уч...