Биоэнергопластика в логопедической практике. Пишем буквы телом.
статья по логопедии (старшая группа)

Федоренко Тамара Григорьевна

Изучение букв и обучение чтению не является главной задачей в дошкольном детстве и, в частности, в детском саду. В этом возрасте мы работаем со звуками и параллельно показываем детям образ буквы преимущественно для того, чтобы развивать воображение (на что похожа буква?) и пространственные ориентировки (вверх, вниз, вправо, влево  повернут элемент). Запомнили дети букву – хорошо, не запомнили – освоят в школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_v_logopedicheskoy_praktike.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика в логопедической практике.

Пишем буквы телом.

Изучение букв и обучение чтению не является главной задачей в дошкольном детстве и, в частности, в детском саду. В этом возрасте мы работаем со звуками и параллельно показываем детям образ буквы преимущественно для того, чтобы развивать воображение (на что похожа буква?) и пространственные ориентировки (вверх, вниз, вправо, влево  повернут элемент). Запомнили дети букву – хорошо, не запомнили – освоят в школьном возрасте.

Как я  на логопедических занятиях работаю с образом буквы?

Отработав правильность произношения  звука, уточнив его характеристику (гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый – мягкий, …), я показываю букву в алфавите.

Спрашиваю, что она напоминает?

Обводим букву из серии раздаточного материала, лежащую на столе, указательным пальцем ведущей руки.

  «Рисуем» букву в воздухе.

Выкладываем  из счетных палочек (лепим из пластилина, выкладываем из тесьмы, фасолью  или другими крупами на пластилине, пишем по манке или на песке).

Дополнительно уточняем вправо, влево, вверх, вниз повернут элемент.

Затем предлагаю изобразить букву телом:

-пальцами, руками, ногами;

-телом (туловищем) (одним человеком, двумя, тремя, всей группой; стоя, лежа).

Дополнительные приемы:

- как бы художник нарисовал образ буквы кистью (в воздухе);

- как пролетели бы образ буквы птички;

- как пробоксировал бы боксер;

- нарисовать букву носиком, как Буратино (ушком,  язычком, хвостиком, если б это был, например, зайчик, волк);

- как бы протопал косолапый медведь, пропрыгала лягушка или зайчик, прошагал гусь, проползла бы змея;

- выложить  из листьев, шишек, снежков, оставить следы изучаемой буквы на снегу. Это  можно предложить как домашнее задание или выполнить во время прогулки.

 

И, конечно же, многократно проработав различными способами образ изучаемой буквы, большинство детей ее запоминают и вскоре начинают читать. Хотя, еще раз подчеркиваю, что в задачу  дошкольного логопеда  не входит изучение букв и обучение чтению. А вот развитие моторики (общей, мелкой и артикуляционной) – это наша непосредственная задача. И энергопластика (рисование букв телом) здесь очень хороший помощник.

Эта технология может быть успешно использована на уроках и во внеурочной деятельности учителями начальных классов.

Приведу ряд примеров.

А – пальцами двух рук (рис.1), руками двух человек (рис.2),

ногами одним человеком, «акробат» (одним человеком) (рис.3),

из двух человек стоя (рис.4),  из трех - лежа (рис.5), пяти человек (лежа).

И – пальцами двух рук (рис.6), руками из двух человек (рис.7),  одним человеком сидя («индеец») (рис.8),  двумя - стоя (рис.9), тремя - лежа (рис.10).

М – пальцами двух рук (рис.11), телом из двух человек стоя (рис.12),   лежа (рис.13), из трех человек лежа (рис.14).

О – ртом (рис.15), пальчиками одной руки (рис.16), пальцами двух рук  (рис.17), обеими руками перед собой (рис.18), над головой (рис.19) одним человеком.

«Хоровод» большой (рис.20), поменьше (рис.21), совсем маленький.

У – одной рукой (рис.22), двумя руками (рис.23), телом:  одним человеком стоя (рис.24), тремя - лежа (рис.25).  

Ш – пальцами двух рук (рис.26), руками двух человек (рис.27),

из четырех человек (рис.28), из двух человек лежа (рис.29).

Ы – пальцами двух рук (рис.30), одним человеком с предметом (рис.31), из двух человек (стоя или лежа)(рис.32), из трех – лежа (рис.33).

Э – ртом с высунутым языком (рис.34), пальцами одной руки (рис.35),

пальцами двух рук (рис.36), телом: одним человеком стоя (рис.37), тремя - лежа (рис.38).

 И так далее.

Мой многолетний опыт показал, что письмо букв телом, дает положительный результат и очень нравится детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"

Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....

Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ

В данной работе представлены преимущества артикуляционной гимнастики с приёмами биоэнергопластики. Раскрывается само понятие "биоэнергопластика". Описаны упражнения и представлено примерное ...

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики».

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики»....

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях

На современном этапе важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией, было принято решение использовать элементы биоэнергопластики в артикуляционной г...

Биоэнергопластика в логопедической работе

Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...