Биоэнергопластика в логопедической работе
статья по логопедии

Зимина Алина Зарифовна

Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bienergoplastika.docx93.55 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика в логопедической работе

Важным условием всестороннего полноценного развития детей является хорошо сформированная устная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.

За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Это умение развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и тому подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Таким образом биоэнергопластика:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

1 этап - ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

2 этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

3 этап – заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Примеры упражнений артикуляционной гимнастики с применением

биоэнергопластики

«Качели»hello_html_mef9bef4.jpg

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.


«Киска сердится»hello_html_m3fd40dcf.jpg

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!

«Часики»hello_html_1c562302.jpg

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

hello_html_bf7ebdf.jpg

«Индюк»

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!



Пробуйте повторять упражнения

вместе с ребенком.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"

Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....

Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ

В данной работе представлены преимущества артикуляционной гимнастики с приёмами биоэнергопластики. Раскрывается само понятие "биоэнергопластика". Описаны упражнения и представлено примерное ...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....

Применение метода "биоэнергопластики" в логопедической работе

Плюсы применения метода биоэнергопластики...

Биоэнергопластика в логопедической работе

Использование биоэнергопластики в логопедической работе, как игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в...

Биоэнергопластика в логопедической работе

В своей логопедической работе я эффективно использую БИОЭНЕРГОПЛАСТИКУ!Что же это такое?Термин «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...