Применение метода "биоэнергопластики" в логопедической работе
материал по коррекционной педагогике

Закамалдина Наталья Николаевна

Плюсы применения метода биоэнергопластики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergopalastika.docx94.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ»  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

           В связи с внедрением  федерального государственного образовательного стандарта, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с ОВЗ:  проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха и зрения, нарушениями опорно – двигательного аппарата.

В связи с этим, в последние годы широкое применение в работе с детьми с ОВЗ  получила здоровьесберегающая практика (технологии).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения.

В своей логопедической практике я использую метод биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Биоэнергопластика является неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, а усиливает их результативность. Так же биоэнергопластику можно применять на занятиях по РР начиная с младшего дошкольного возраста, главное подобрать упражнения соответствующее возрастной группе.

Использование биоэнергопластики у детей

- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (биоэнергопластика).

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:

- усиливают кровообращение,

- укрепляют мышцы языка, губ,

- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,

- формируют координацию движений мелкой моторики рук,

- сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1.

Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).

Кисти рук работают по схеме

1.Упражнение повторяется 4-6 раз.

hello_html_fe32994.jpgСхема 1.

Упражнение 2.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)

hello_html_m12d74d0b.jpgСхема 2.

Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3).

hello_html_3e922402.jpgСхема 3.

Упражнение 4.

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Упражнение 5.

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4).

hello_html_4ffc3fe2.jpgСхема 4.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упражнение 1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).

Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).

hello_html_2148a6bd.jpgСхема 5. hello_html_m1162ef09.jpgСхема 6.

Тренировка губных мышц

Упражнение 1.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7).

На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8).

На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.

Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.

Схема 7.

hello_html_m29b20908.jpghello_html_m7e7dad1.jpg

hello_html_m4bda2f7f.jpg

Упражнение 2.

Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10).

hello_html_73355a6d.jpg

Схема 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

«Организация логопедической работы с применением федеральных государственных требований».

Применение в логопедической работе федеральных государственных требований позволило отойти от  постоянной учительской позиции взрослого, которая зачастую вызывала пассивность ребенка, нев...

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Мастер-класс " Логоритмика и её применение в логопедической работе учителя-логопеда"

Логоритмика- эффективный метод преодоления речевых нарушений....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....