«Организация логопедической работы с применением федеральных государственных требований».
материал по логопедии по теме

Буток Елена Николаевна

 

Применение в логопедической работе федеральных государственных требований позволило отойти от  постоянной учительской позиции взрослого, которая зачастую вызывала пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональ­ный дискомфорт, страх сделать что-то не так; позволило каждому ребенку самостоятельно искать решение проблемы в процессе игры; более эффективно использовать предметно-развивающее пространство.  Несомненно, все это требует от учителя-логопеда высокого профессионализма, поиска нестандартных решений, педагогического мастерства,
владения современными педагогическими технологиями и применение их в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_butok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день!

Предлагаем вашему вниманию выступление по теме: «Организация логопедической работы с применением федеральных государственных требований».

В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Модернизационные изменения коснулись и дошкольного образования. Это проявляется в связи с выходом новых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Основным документом, в котором отражены требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования является приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 года № 655. О детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в данном документе речь идет в пунктах 1.2, 1.3, 2.2, 2.6, 2.10, 2.12, 2.14, 3.4.

 В июле 2011 года вступили в действие Федеральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 года № 2151). Федеральные государственные требования включают в себя семь групп требований:

- к кадровому обеспечению;

- к материально-техническому обеспечению;

- к учебно-материальному обеспечению;

- к медико-социальному обеспечению;

- к информационно-методическому обеспечению;

- к психолого-педагогическому обеспечению;

- к финансовому обеспечению.

Что касается кадрового обеспечения, то нужно сказать, что все дошкольные учреждения города укомплектованы специалистами, имеющими высшее специальное образование и прошедшие курсовую подготовку в 2010 году по теме: «Экспертиза в образовании. Экспертиза управления качеством образования», в рамках которой были освещены вопросы, касающиеся применение федеральных государственных требований в логопедической работе.

 Для групп компенсирующей и комбинированной направленности в  обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования  включена деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом или психическом  развитии детей с ОВЗ. Этому направлению работы в основной программе отводится целый раздел.

При разработке общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных учреждениях города Зимы приоритетным направлением является работа с детьми, имеющими нарушения речи, так как с каждым годом возрастает количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях по результатам муниципальной ПМПК 379 человек зачислены в группы комбинированной направленности.

Одним из условий федеральных государственных требований  к условиям основной общеобразовательной программы являются требования к учебно-методическому обеспечению. Для работы в данных группах учителями-логопедами нашего города были разработаны коррекционные программы, которые получили положительную оценку областного экспертного совета (Распоряжение Министерства образования Иркутской области «Об утверждении программ» от 15.07.2011 года № 821-мр):

1. Авторская педагогическая разработка адаптационная программа «Программа учебных занятий по логопедии для средней группы комбинированных детских садов для детей с общим недоразвитием речи (III уровень)» Авторы: Л.Л. Злобина, Е.Н. Буток, Е.А. Мухамедзянова. Составитель: Е.Н. Буток.

2. Авторская педагогическая разработка адаптационная программа «Программа учебных занятий по логопедии для старшей группы комбинированных детских садов для детей с общим недоразвитием речи (III уровень)» Авторы: Л.Л. Злобина, Е.Н. Буток, Е.А. Мухамедзянова. Составитель: Е.Н. Буток.

3. Авторская педагогическая разработка адаптационная программа «Программа учебных занятий по логопедии для подготовительной к школе группе комбинированных детских садов для детей с общим недоразвитием речи  (III уровень)»  (второй год обучения) Авторы: Л.Л. Злобина, Е.Н. Буток, Е.А. Мухамедзянова; Составитель: Е.А. Мухамедзянова.

4. Авторская педагогическая разработка адаптационная программа «Программа учебных занятий по логопедии для детей  старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи комбинированных детских садов». Авторы: Л.Л. Злобина, Е.Н. Буток, Е.А. Мухамедзянова. Составитель: Л.Л. Злобина.

5. Авторская педагогическая разработка адаптационная программа «Программа учебных занятий по логопедии для детей  подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи комбинированных детских садов». Авторы: Л.Л. Злобина, Е.Н. Буток, Е.А. Мухамедзянова; Составитель: Л.Л. Злобина.

Представленные программы включены в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.

        Коррекционная логопедическая работа наиболее широко осуществляется в рамках образовательной области «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи, т.е. лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны и связной речи,

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 Данная работа осуществляется не только в процессе организации коммуникативной деятельности, а также в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей и при взаимодействии всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

При внедрении федеральных государственных требований была изменена и форма проведения деятельности: занятия были заменены на непосредственно образовательную деятельность. Но в коррекционной работе продолжает использоваться такая форма как занятие (групповые, подгрупповые, подвижные микрогруппы, индивидуальные), так как только при такой форме работы можно добиться исправления дефекта.  

Изменения коснулись и структуры занятия. Используется постановка триединой цели, т.е. образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной.

Структура группового/подгруппового логопедического занятия.

I. Орг. момент.

II. Цель, задачи, тема занятия.

III. Закрепление учебно-познавательного и речевого материала предыдущего занятия (игры, упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность).

IV. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

V.Сообщение новых знаний, знакомство с новыми способами деятельности.

Показ и объяснение логопеда. Совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий, операций и т.д.

VI.Физпауза.

VII. Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельную деятельность).

VIII. Подведение итогов занятия (оценка логопедом деятельности детей. Оценка детьми содержания и результатов занятия).

Кроме вышеперечисленных изменений, предъявляются новые  требования к проведению занятия. Это:

- постановка проблемной ситуации и ее решение через игровые формы;

- наличие поисково-исследовательской деятельности;

 - присутствие партнерских отношений;

- рациональное использование пространства; 

- использование информационно-компьютерных технологий.

Более подробно остановимся на каждом из перечисленных требований. Одним из основных Федеральных Государственных   требований является организация занятий в форме партнерских отношений, так как именно эта форма требует  определенной организации пространства деятельности, т.е максимального приближения  к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждению, исследованию. Это может быть свободное расположение всех участников (т.е. дети свободно выбирают рабочие места), перемещение их в групповом пространстве (включая учителя-логопеда), за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы с целью самостоятельного нахождения решения поставленной проблемы.

Организация занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога.

Говоря о партнерской позиции, подразумевается принятие демократического стиля отношений. Эти отношения предполагают включенность взрослого в деятельность  наравне с детьми.  Партнерские отношения на занятиях требуют положительного психологического микроклимата, этики взаимоотношений «педагог-ребенок», общения на уровне глаз ребенка. И проходят под девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Наметив проблему для совместного выполнения, учитель-логопед, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации и наталкивает детей на самостоятельное решение проблемы. В самом процессе деятельности он ненавящево «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); проявляет заинтересованность в конечном результате; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. Хочется отметить, что партнерская позиция педагога  способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению поставленной цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Особым образом строится и заключительный этап  деятельности. Прежде всего, его  характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть  дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Анализируя предъявляемые требования к проведению занятий в форме партнерской  деятельности взрослого с детьми, можно сформулировать существенные характеристики:

1) включенность взрослого в деятельность  наравне с детьми;

       2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

      3)свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);

4) открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Одним из следующих требований является применение специализированных компьютерных технологий и  средств ТСО.

Актуальность  их использования обусловлена потребностью в повышении качества воспитания, образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.  

 Именно это позволяет вести обучение с широким использованием наглядности, дает возможность разнообразить работу по развитию навыков слухового внимания,  фонетико–фонематических процессов, самоконтроля, помогает учителю –логопеду наблюдать работу детей и осуществлять индивидуальную помощь  в работе с детьми, страдающими нарушениями речи и повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Применение мультимедио предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Использование мультимедио активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия, тем самым, повышая мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий и интерес детей к ним. В процессе занятий с применением данной технологии дети учатся контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Применение компьютерных технологий помогает предоставить информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.  Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. Но при этом не стоит забывать, что компьютер должен только дополнять учителя – логопеда, а не заменять его.

В своей работе учителя-логопеды нашего города используют несколько компьютерных логопедических программ: «Игры для Тигры», которая позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.; «Учимся и оздоравливаемся», (часть инновационной технологии Александра Сметанкина. Рассчитана на детей 4-7 лет. В программу входят такие разделы как: обучение грамоте, формирование грамматического строя и др.) Некоторые из них уже используются в работе, другие пока только изучаются.

        

Применение в логопедической работе федеральных государственных требований позволило отойти от  постоянной учительской позиции взрослого, которая зачастую вызывала пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так; позволило каждому ребенку самостоятельно искать решение проблемы в процессе игры; более эффективно использовать предметно-развивающее пространство.  Несомненно, все это требует от учителя-логопеда высокого профессионализма, поиска нестандартных решений, педагогического мастерства,
владения современными педагогическими технологиями и применение их в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в Федеральных Государственных требованиях

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ воспитательно-образовательной работы с учётом федеральных государственных требований

С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных    требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими колл...

Организация работы в старшей группе в условиях введения новых Федеральных Государственных Требований по дошкольному образованию

Презентация дл родительского собрания на тему "Организация работы в старшей группе в условиях введения новых Федеральных Государственных Требований по дошкольному образованию"...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

«Организация логопедической работы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов 2018»

Планирование образовательной деятельности предназначено для работы учителя – логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с  нарушениями речи (НР), посещающими логопедический пун...