Статья "Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в Федеральных Государственных требованиях
методическая разработка по теме

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем «инновационном поле», поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные принципы организации

 развития дошкольников, заложенные в ФГТ.

Одним из основополагающих принципов, установленных Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы является принцип интеграции образовательных областей.

Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения, «Познание»:  формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире, «Труд»: формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира, «Физическая культура»: развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.

Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Физическая культура»: развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей, «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, «Социализация»: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Здоровье»: в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья, «Музыка»: развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей, «Познание»: в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение, «Социализация»: приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, «Труд»: накопление опыта двигательной активности.

Содержание образовательной области «Безопасность» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация»: развитие свободного об щения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведе ния, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологиче ского сознания, «Труд»: формирова ние представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологи ческого сознания в процессе трудовой деятельности, «Познание»: формиро вание целостной картины мира и расши рение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их из бегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей при роды, «Социализация»: формирова ние первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологи ческого сознания, «Здоровье»: фор мирование первичных ценностных пред ставлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Содержание образовательной области «Труд» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как«Коммуникация»: раз витие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых, «Позна ние»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части раз вития представлений о труде взрослых идетей, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнеде ятельности в процессе трудовой деятель ности, «Социализация»: формирование первичных представлений о себе, тендер ных особенностях, семье, социуме и госу дарстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития дет ского труда и представлений о труде взрослых, «Физическая культура»: раз витие физических качеств ребенка в про цессе освоения разных видов труда.

Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с образова тельными областями: «Коммуникация»:развитие познавательно-исследователь ской и продуктивной деятельности в про цессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, «Чтение художественной литературы»: решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - фор мирования целостной картины мира, «Здоровье»: расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни, «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, «Труд»:формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представле ний о труде взрослых и собственной трудовой деятельности, «Безопасность»: фор мирование целостной картины мира и рас ширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятель ности и безопасности окружающего мира природы, «Музыка» и «Художественное творчество»: расширение кругозора в час ти музыкального и изобразительного ис кусства.

Специфика модели интеграции образо вательной области «Коммуникация» состо ит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» интегрируется с образовательными облас тями: «Коммуникация»: развитие свобод ного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овла дение нормами русской речи, «Познание»:формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализа ция»: формирование первичных представ лений о себе, своих чувствах и эмоциях, ок ружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений, «Художественное творче ство»: развитие детского творчества.

Содержание образовательной области «Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура»: развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельнос ти, «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки, «Познание»: расширение круго зора детей в части элементарных представ лений о музыке как виде искусства, «Социализация»: формирование первичных пред ставлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегриру ется с содержанием таких образователь ных областей, как «Коммуникация»: раз витие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобрази тельного искусства, творчества, «Безо пасность»: формирование основ безопас ности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятель ности, «Труд»: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности, «Музыка», «Чтение художественной литерату ры», «Физическая культура»: развитие детского творчества, приобщение к раз личным видам искусства.

Необходимо отметить, что принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:

- поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое»;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребёнку«сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей;

- «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения».

Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.

Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюми на, Е.Г. Юдина и другие. Нахождение психологических и методических основ интеграции различных видов детской деятельности является, по мнению Л.А.Парамоновой, «ключевой проблемой современной дошкольной дидактики».

В современной практике дошкольного образования проведение интегрированных занятий является инновационной деятельностью учреждения. Методика проведения интегрированных занятий недостаточно разработана, некоторые методологические вопросы интегративного подхода при проведении интегрированных занятий до сих пор остаются недостаточно разработанными и уточненными, в первую очередь, вопрос об определении объекта и предмета интеграции. Интеграция детских видов деятельности, в ходе организации которых и должно происходить освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в данном случае фактически отсутствует. Учебная деятельность не может интегрироваться сама с собой, а использование при проведении интегрированных занятий определенных коммуникативных, изобразительных, познавательных, конструктивных действий детей не является свидетельством ни подлинного развития детских видов деятельности, ни их интеграции. Несмотря на вышеназванный недостаток, интеграцию содержания дошкольного образования при проведении интегрированных занятий следует оценивать в целом как явление прогрессивное, сыгравшее безусловно положительную роль в развитии системы российского дошкольного образования.

Важным моментом внедрения в деятельность Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе является поиск новых форм взаимодействия педагогов с детьми. В Федеральных государственных требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. Игра, как ведущая деятельность дошкольников, направлена на социализацию, формирование психических качеств ребенка, но игру нельзя подчинять решению дидактиче ских задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.

Игра как основная форма работы с детьми дошкольного возраста и игра как ведущая дея тельность должны быть четко разведены в педагогиче ском процессе детского сада. Доминирование игры как формы работы с детьми может приводить к парадоксальной ситуации депривации - угнетению игры на фоне ее тотальной эксплуатации. Игра может использоваться как образовательный метод, но она не должна использоваться как образовательный метод постоянно. Ведущая деятельность, представленная самодеятельными детскими играми, также должна иметь возможность развиваться, а не использоваться только в инструментальных целях, для нее должны быть созданы специальные условия. Именно эти игры обеспечивают развитие по онтогенетической линии, способст вуют успешному формированию возрастных новообразований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к учебно-материальному обеспечению».

 “Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая с...

«Организация логопедической работы с применением федеральных государственных требований».

Применение в логопедической работе федеральных государственных требований позволило отойти от  постоянной учительской позиции взрослого, которая зачастую вызывала пассивность ребенка, нев...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Семинар "Развитие речи дошкольников в свете Федеральных Государственных Требований"

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...