Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
план-конспект на тему

Гуторова Татьяна Геннадьевна

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников.

 Задачи:

1. Уточнить и конкретизировать понятия “технология деятельностного подхода”, “качество образования”.

2. Разработать педагогические основы управления образовательным процессом,  построенным на основе деятельностного подхода.

3.Повысить профессиональную компетентность воспитателей через овладение технологией деятельностного подхода в обучении. воспитании и развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod.docx129.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский  сад № 114» г. Сыктывкара

Конспект семинара для воспитателей

Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Старшие воспитатели:

Гуторова Т.Г..

Савельева О.А.

        Сыктывкар, 2016г.

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников.

 Задачи:

1. Уточнить и конкретизировать понятия “технология деятельностного подхода”, “качество образования”.

2. Разработать педагогические основы управления образовательным процессом,  построенным на основе деятельностного подхода.

3.Повысить профессиональную компетентность воспитателей через овладение технологией деятельностного подхода в обучении. воспитании и развитии дошкольников.

Ход семинара:

  1. Сущность деятельностного подхода в педагогике

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью воспитанников  в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности дошкольника.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ребенка, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

  1. Основные понятия деятельностного подхода

Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: “Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности”. Добавим: внешней или внутренней для человека. Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как “духовная деятельность”, “взаимодеятельность”, “общение”, “целеполагание как деятельность”, “смыслообразующая деятельность”, “жизнетворчество как деятельность”. Деятельность воспитателя управляющего и организующего деятельность воспитанников, отражается категорией “метадеятельность”, или “надпредметная деятельность”. Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается  над всеми доступными ему и его воспитанникам видам и формам деятельность, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельность относят к описанию личной жизнедеятельности воспитанника. Здесь имеется в виду тот факт, что воспитанник сам организует свою деятельность и находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу. Воспитание в таком понимании предстает как метадеятельность по преобразованию воспитанником своей ценностно-смысловой сферы посредством самоорганизации деятельности.

  1. Принципы как составная часть деятельностного подхода
    Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
  • принцип субъектности воспитания;
  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • принцип учета возрастных периодов развития;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

Технология деятельностного метода – инструмент,  позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую,  т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются  деятельностные  способности воспитанников. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовности к саморазвитию. Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:

  • достигать поставленных целей с интеграцией  образовательных областей;
  • обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода; 
  • ориентироваться  на развитие инициативы, самостоятельности и  творчества детей.

Подготовка и проведение занятий  деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем.
Дидактическая система разработана   Ассоциацией “Школа 2000…”:

 Сравним традиционный (объяснительный) и деятельностный способы обучения.

( перед участниками семинара  - пустая таблица, которая заполняется  в ходе совместного  обсуждения компонентов деятельности)

Механизмы организации учебного процесса
в традиционном и деятельностном способах обучения

Объяснительный
способ
обучения

Компоненты деятельности

Деятельностный
способ
обучения

Задаётся педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником)

1. Цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности

Используются внешние мотивы деятельности

2.  Мотивы - побудители к деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются педагогом,  часто используются привычные, независимо от поставленной цели

3.  Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность

Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

4. Действия -  основной элемент деятельности

Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика

Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний

5.  Результат - материальный или духовный продукт

Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

6.  Оценка - критерий достижения цели

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся воспитателем извне, а потому чаще всего не воспринимается детьми и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках воспитателя, личность ребенка здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия педагога. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности дошкольника  входит лишь выполнение предложенных воспитателем  репродуктивных действий.

В основе деятельностного способа обучения — личностное включение дошкольника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения дошкольника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для детей, приносящей удовлетворение от участия в ней. Воспитанник сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на занятиях. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки дошкольников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.

Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебно-воспитательном  процессе, предполагает следующее:

  • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные   отношения в процессе учебной деятельности;
  • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Вопрос к участникам семинара: Какие обязательные структурные компоненты занятия появляются при переходе на системно-деятельностную технологию обучения дошкольников?

Ответ:  На каждом занятии  необходимо стремиться к тому, чтобы:

  • детьми была осознана цель предстоящей деятельности (цель является основным компонентом деятельности, который определяется как предполагаемый результат);
  • осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом (внутренние мотивы учебных действий, конкретизируя потребность в учебной деятельности, ориентируют детей на способы получения знаний, а не на результаты);
  • предоставлена возможность выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности ( воспитатель учит детей самостоятельно находить ответы на поставленный вопрос, используя справочную литературу, взрослых носителей информации, интернет);
  •  обеспечена деятельность детей по достижению, поставленной цели
  • создана ситуация, в которой дошкольник имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, удержать его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.

Таким образом.  личностное овладение знанием превращается в процесс интенсивного умственного развития, благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно расширяются. Это основной путь дошкольника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта.

Основная задача воспитателя при конструировании педагогического процесса – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. При этом главное – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.

Рефлексия:  Что позволяет достичь системно-деятельностный подход?

  • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях
  • перейти на другой тип отношений между субъектами ОП
  • решить большее количество частных (конкретных)  задач за более короткий промежуток времени

Памятка педагогу:

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

  1.  Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
  2. Каждый день работы с детьми – поиск.  Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
  3.  Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём»  (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда  что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
  4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).  
  5. Играйте с детьми каждый день.
  6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
  7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).    

Рекомендации по стилю общения с детьми

  1.  Выслушайте каждого желающего.
  2. Педагог  должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать  нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.
  3. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.
  4.  Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
  5. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
  6. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать  аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
  7. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Литература:

  1. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- с.5-18
  2. Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
  4. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-100699.html 
  5. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»"Мишка в гостях у ребят" (средняя группа)Интеграция...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»«Кот Васька в гостях у детей.»вторая младшая групп...

Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Планирование организованной образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Дикие животные"...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, з...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...