Мастер-класс " Логоритмика и её применение в логопедической работе учителя-логопеда"
статья по логопедии (старшая группа)

Полянина Елена Ивановна


Логоритмика- эффективный метод преодоления речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Логоритмика и ее применение в логопедической работе учителя-логопеда».  

Подготовила : учитель- логопед Полянина Е.И.  

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков.  Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Изучив  множество  психолого-педагогической литературы, оказалось, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов  работы по развитию  речи дошкольника . В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной, так как логоритмические занятия  включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Поэтому на сегодняшний день  помимо традиционных упражнений  по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания детей  в логопедической  группе детского сада я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  РИТМИКА», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в равзитии ребенка – дошкольника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи логоритмических занятий.

Образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

Воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

Коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому,предъявляются определенные требования:

- занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические темы;

- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;

- желательно, чтобы каждое занятие представляло собой тематическую и игровую целостность.

Отклонения детей стихийно не преодолеваются. Требуется специально организованная систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество всех специалистов детского сада.

Логопед – задает лексическую тему, подбирает речевой материал, дает рекомендации по проведению логоритмики.

Музыкальный руководитель – подбирает музыку, муз – дид. игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель – проводит подготовительную работу по заданию логопеда: разучивает пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры «речь – движение», чистоговорки и др.

- оказывает помощь в проведении логоритмических занятий, закрепляет полученные умения и навыки;

В логоритмические занятия входят следующие виды деятельности:

- пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;

- музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;

- логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;

- упражнения на развитие мимических мышц;

- коммуникативные игры и танцы;

- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;

- упражнения на развитие словотворчества;

- релаксация.

Рассмотрим каждый вид деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

цель: развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Старший возраст: распевка «Паучина»,» Пальчики шагают»,« Ежик» Екатерина Железнова

2. Музыкальные и музыкально – ритмические игры -

цель: развитие речи, внимания, умения ориентироваться пространстве, развитие чувства ритма.

Упражнения:  « Автобус», « Путеществие на поезде».

3. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения –

цель: укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

« Лошадка».- В любом дошкольном возрасте песенки о лошадках сопровождаются цоканьем языкам, что укрепляет мышцы языка. В младшем возрасте – простое цоканье, в старшем возрасте –с усложнением : лошадка скачет по «мокрой дорожке» (причмокивание языком, по «сухой дорожке» (четкий, ясный звук, «игривая лошадка» (цоканье со сменой положения рта: губы трубочкой – губы в улыбке). (исполнение с педагогами)

4. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;- цель: Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения: « Жужжалки».

5. Упражнения на развитие мимических мышц; коммуникативные игры и танцы –

цель: Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно – образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.  « Дождик»

6. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям –цель: Развитие мышечно – дыхательной и координационной сферы.

« У жирафа пятна ,пятна»

7. Упражнения на развитие словотворчества –цель: расширение активного запаса детей.

- песня «Слово на ладошке», муз. Е. Попляновой (сб. «А мы на уроке - играем», с. 8)

8.Работа  по формированию фонетико-фонематического слуха можно использовать муз- дид. игру «На каком муз инструменте играю?»

9. Работа с заикающимися детьми – пение гласных звуков с движением руки, пропевание предложений;

10. Релаксация .

Цель: Развитие регуляции мышечного тонуса, дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение - расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение.Технология релаксации способствует положительной динамике: у детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

Упр. 1. –на фоне тихой спокойной музыки педагог произносит:

Музыка играет – глазки наши закрывает….

Глазки закрываются – чудо совершается… (повторить несколько раз)

Вдох и выдох – хорошо! (свободное дыхание, пауза)

Наши руки отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…

Наши ноги отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…

Ветерок погладил ручки…. Ветерок погладил ножки…

Нашу шею не забыл…всех погладил…. Полюбил….

Надувает мой животик…медленно сдувает… (несколько раз)

Спасибо тебе, мой носик!

Спасибо вам, мои ручки! Погладьте их, поблагодарите.

Спасибо и вам, мои ножки! Погладьте их, поблагодарите.

                         Логоритмика в повседневной жизни.

Упражнения, которые педагоги используют на логоритмике, обогащают жизнь детей, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект

Логоритмические упражнения можно использовать:

1. на утренней гимнастике и физо (с использованием аудиозаписей маршей, музыки для бега, поскоков, прыжков);

2. на музыкальных занятиях, уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением муз- ритмических движений, перед распевкой или пением песен. а также перед работой над танцами или хороводами;

3. на занятиях по ознакомлению с окружающим в виде физкультминутки;

4. интересно может пройти прогулка, если наряду с подвижными играми

воспитатель проведет игру с пением, словом или хоровод.

5. во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены игры с пением,.

6. материал, изучаемый на логоритмике может закрепляться в самостоятельной деятельности детей (в свободное время).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....

Мастер-класс "Современные технологии дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

Мастер-класс в рамках площадки "Современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...