Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
материал по логопедии

Бабенко Татьяна Николаевна

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_master_klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Бабенко Татьяна Николаевна

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

2-й слайд

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

• Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.

• Познакомить с методикой их проведения

Ход мастер – класса

Уважаемые коллеги, прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее задание, которое называется «Воздушный шар».

Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей, важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а теперь еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Педагог записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.

Так вот, все мы понимаем и видим, что здоровье у нас у всех в приоритете и  если у нас  будет хорошее здоровье, то у нас будет всё! А здоровье как говориться, надо беречь  с детства,  и кто, если не мы будем учить детей сохранению и укреплению здоровья. Вы знаете,  что в законе об образовании в РФ здоровье детей относится к приоритетному направлению в государственной политике в сфере образования. А здоровьесберегающие технологии это - неотъемлемая часть дошкольного образования и логопедической коррекционной работы.

3-й слайд

Что же это такое? Простым языком -это все формы, средства и методы, используемые педагогом, для укрепления и сохранения здоровья ребенка.

4-й слайд

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:

  1. Артикуляционную гимнастику
  2. Биоэнергопластику.
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Су–Джок – терапию.
  5. Дыхательную гимнастику
  6. Кинезиологические упражнения.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющей здоровьесберегающих технологий.

5-й слайд

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей:

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается память, внимание, мышление;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- развивается мелкая моторика рук;

- снижается психоэмоционаьная утомляемость;

И  сегодня мне бы хотелось, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

6-й слайд

1. Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Мы правильно произносим различные звуки, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам, а регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 

Артикуляционная гимнастика может проводиться с показом картинок, в сопровождении стихотворной формы и т.д.

 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

 «Блинчики» 

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Заборчик». 

Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ.

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

«Дудочка»

Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ.

На дудочку губы похожи,

И даже сыграть на ней сможем.

   «Чашечка»

Ц е л ь: Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Ход выполнения упражнения: Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его верхним зубам,но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет

 Грибочек Цель: Растягивать подъязычную связку.

На тонкой ножке вырос гриб

Он не мал и не велик

Присосался язычок

Несколько секунд молчок!

7-8 й слайд

2. Биоэнергопластика

Следующий метод с которым я вас познакомлю это – Биоэнергопластика, она является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. На своих занятиях, я часто совмещаю артикуляционную гимнастику с бионергопластикой. Предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

Блины

Вкусных мы блинов поели (Прямая ладонь)

Выпить чаю захотели (Имтируем ладонью - чашку)

Язычок мы к носу тянем (согнутая ладонь указывет на нос)

Чашку с чаем представляем (Имтируем ладонью - чашку)

А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?

Бегемотик открыл ротик

Широко открыли ротик

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот — Отдыхает «бегемот».

Грибочек

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

9-й слайд

3. Следующей из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи. Например:

- Мы делили апельсин, много нас, а он один (крутим кулачок)

- Эта долька для утят,

- Эта долька для котят,

Эта долька для чижа,

- Эта долька для ежа,

-Эта долька для бобра

(при произношение птиц и животных разгибаем пальчик)

- А для волка кожура (трясем кистями)

Разбегайся кто куда (дети соединяют кисти рук в виде пасти волка и рычат).

А теперь, я  предлагаю вам разделиться на команды и самим придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом, который я вам сейчас раздам.

10-11-й слайд

4. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом.  Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. А так же, дыхательная гимнастика способствует профилактике болезней дыхательных путей.

Чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения, их можно проводить  в игровой форме.

Например: игра в футбол, кто быстрей, прожорливые фрукты, сдуй снежинку, остуди чай и т.д.

Оборудование: футбольное поле, мяч, трубочки для коктейля для каждого игрока.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. 

12-13й слайд

5.  Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

Су - Джок терапия – высокоэффективность, безопасность, простота. Су Джок –терапия –это точечный самомассаж, он оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью развития речи, у детей улучшается психоэмоциональное состояние, улучшается физическая и умственная работоспособность, развивается мелкая моторика рук. В общем, способствует общему оздоровлению состоянию организма.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Предлагаю вам взять массажные шарики, я, буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

При правильном выполнении, вы сразу почувствуете прилив тепла, и легкое покалывание.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

Текст можно использовать любой, упражнение повторить 2-3 раза.

Далее, берем мяч пальцами, перебираем его, выполняя вращательные упражнения, как - будто мы закручиваем крышку. Это упражнение мы выполняем подушечками пальцев, а как вы знаете,  речь находиться на кончиках пальцев.

14-15-й слайд

6. Следующий метод, который я применяю на своих занятиях - кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения, иначе её ещё называют «гимнастикой мозга».

 Упражнение с педагогами:

Цель упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

«Кулак-ребро-ладонь»

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Или такое упражнение.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок - зажали в кулачок.

 «Ухо-нос-хлопок»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Ухо, носик мы возьмем, Хлоп - опять играть начнем.

«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

«Зеркальное рисование» (кинезиологическое упражнение)

 Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

1.1.       Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье....

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»...