Биоэнергопластика в логопедической работе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Бурыкина Наталья Николаевна

Использование биоэнергопластики в логопедической работе, как игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_bioenergoplastiki_v_logopedicheskoy_abote.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  биоэнергопластики в логопедической работе

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.  Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движения кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губа.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей руки. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительное время удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Известен факт, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, а области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому целесообразно тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук одновременно. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. Особенно это касается детей с ОВЗ с выраженными двигательными нарушениями.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевого дефекта способствует более эффективному ускорению исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинетическими ощущениями и применение нетрадиционного метода: артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

В результате применения игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

         Это делается, прежде всего для того, чтобы детям с нарушениями речи было легко, свободно и комфортно находится в социуме, адаптироваться в нем без всякого ограничения.

         Методика выполнения:

         При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных  особенностей ребёнка (детей).

        На первом этапе (диагностическом) в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами.

        После обследования учитель-логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

        Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определённой позе на непродолжительное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включить два типа упражнений.

        На втором этапе (подготовительном) проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка и челюсти по традиционной методике, используются «Сказка о Весёлом язычке», картинки на Смарт доске. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счёт.

        Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их.  Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

        На третьем этапе (подготовительном) артикуляционная гимнастика так же выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театре Лёликом и Боликом, которые помогут освоить гимнастику. Учитель-логопед сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой. Ребёнок запоминает и повторяет, при этом возможно использование ведущей руки.

        На четвёртом этапе (основном) выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед вместе с ребёнком выполняет упражнения, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение 5-7 недель, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

        На пятом этапе (основном) к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед следит за точным и плавным выполнением упражнений.

        На шестом этапе (основном) к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.

        На седьмом этапе (заключительном), когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель-логопед рассказывает сказку, читает стихи, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или движение артикуляционного аппарата.

         Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику выполняют весь учебный год. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, сказки, стихотворные строки.

         В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно  убрать зрительную опору  - зеркало.

         Формы занятий биоэнергопластикой:

1.Применение метода куклотерапия – через использование логопедических кукол: Лягушка Фрилло на руку, лягушка - Говорушка (см. приложение);

2.Использование куклы-рукавички – змея Шипучка (выполнена в виде варежки с открывающимся ртом);

3.Использование ручной модели языка (красная варежка без пальца). Учитель-логопед  и ребёнок, манипулируя таким «языком» - варежкой, демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.

4.Применение детских перчаток при выполнении артикуляторно - пальчиковой гимнастики.

5.Сопровождение стихотворными текстами артикуляторно - пальчиковых игр.

6.Сказкотерапия. Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками.

Планирование индивидуальных коррекционных занятий используется в работе с детьми, имеющими нарушения произношения всех групп звуков. Освоение комплекса упражнений для выработки укладов свистящих звуков начинается со второго этапа, освоение других комплексов, новых артикуляционных упражнений и движений руками к каждому из упражнений необходимо начинать с четвертого этапа. Длительность четвёртого и последующих этапов значительно сокращена. Это связано с тем, что ребёнок, который приступает к усвоению нового артикуляционного комплекса, уже в достаточной мере владеет синхронными движениями органов артикуляции и кистей рук. Такой ребёнок сможет освоить новые движения рук на много быстрее, чем на начальных этапах работы по развитию артикуляционной моторики.

        Каждый ребёнок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальчиковой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения данной гимнастики будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому учитель-логопед может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребёнка.

           Методическая литература для педагога:

  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 548с.
  • Буденная Т.В Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб.: «Детство – Пресс». 2006.- 64с.
  •  Под редакцией Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.Ф. Фомичёва, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Издательский центр "Академия", 2002. - 200с.
  •  Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. СПб., 2000.
  •  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: сборник методических рекомендаций. - 204с. - СПб.: Детство - пресс, 2001. - (РГПУ им.А.И. Герцена).
  •  Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Дмитров. Издательский дом «Карапуз», 2003.
  •  Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. -СПб.: Издательский  дом «Литера», 2009.-96с.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детскоо сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  •  Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред.Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 703с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  •  Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М., 2007.
  •  Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение» 1983
  •  Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Издательство "Просвещение", 1966. - 249с.
  •  Хватцев М.Е. предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей - СПб.: Издательство "Каро", "Дельта +", 2004. - 250с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"

Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....

Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ

В данной работе представлены преимущества артикуляционной гимнастики с приёмами биоэнергопластики. Раскрывается само понятие "биоэнергопластика". Описаны упражнения и представлено примерное ...

Биоэнергопластика в логопедической работе

Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....

Применение метода "биоэнергопластики" в логопедической работе

Плюсы применения метода биоэнергопластики...

Биоэнергопластика в логопедической работе

В своей логопедической работе я эффективно использую БИОЭНЕРГОПЛАСТИКУ!Что же это такое?Термин «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...