Работа в паре на логопедическом занятии. Методика организации деятельности детей с ОНР
статья по логопедии

В данной статье раскрываются основные методические направления  работы в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_pare_na_logopedicheskom_zanyatii.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Шолупова Т.А., логопед

                                                                     СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения

                                                                    «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,

                                                                      Петроградского района  Санкт-Петербурга

РАБОТА В ПАРЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР                  

        Дошкольники, страдающие стойкими нарушениями речи и имеющие речевой диагноз: Общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко это становится причиной их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожности, дезадаптации и препятствует полноценному развитию ребенка. Навыки общения у таких детей спонтанно не образуются. Поэтому суть логопедического воздействия заключается, с одной стороны, в целенаправленном формировании коммуникативных умений и навыков, а с другой стороны, в создании условий для развития таких нравственных качеств, как забота, отзывчивость, доброжелательность.

       Взаимодействие с детьми реализуется в различных организационных формах. Это могут быть индивидуальные и подгрупповые занятия. Могут быть развивающие, обучающие, сюжетные, ролевые, коммуникативные, вербальные и  подвижные игры. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно учить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.  На логопедических занятиях полезно  формировать у детей  умение работать в парах.

        О том, что работа в парах – эффективный метод обучения, известно очень давно. При парном обучении практически реализуется один из главных  педагогических принципов «обучая – учусь». История возникновения такого метода связана с отсутствием учебников и бумаги в далеком прошлом, а также с ограниченным количеством учителей. Учитель, обучая ребенка, писал задание на клочке бумаги, а тот, в свою очередь, передавал полученные знания второму ученику, потом третьему и т.д. Так появилось обучение в парах. Но не всякое взаимодействие в паре является технологией. В технологии нужно соблюдать определенные правила, которые обеспечивают получение запланированного результата.

       Основными компонентами технологии парного обучения являются:

- работа именно вдвоем,

-наличие определенного количества информации, которая используется в парном   воздействии,

- возможность менять партнера в парах,

- диалог, регулируемый специальными алгоритмами работы в парах,

- набор организационных документов для учета проделанной работы.

     Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цепи, четкому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успеху друг друга, ответственности за общий и личный  результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничества. Они учатся помогать, поддерживать, не мешать и не перебивать товарища, принимать совместные решения, разрешать возникающие конфликты в ходе работы, оценивать свои достижения, успехи товарища и общий результат.

      Вариантов объединения в пары на логопедических занятиях с детьми с ОНР может быть множество:

- пары, включающие детей с одинаковым уровнем речевого развития;

-пары, включающие детей с разным уровнем речевого развития;

- пары, сформированные на основе решения одной конкретной коррекционной задачи;

- пары, сформированные на основе формирования соревновательных качеств.

      Среди детей с общим недоразвитием речи есть такие, кто достаточно быстро достигает хороших результатов по всем направлениям коррекционной работы, регулярно выполняют домашние задания вместе с родителями, принимают активное участие в работе на логопедических занятиях. И есть другая группа детей, которая требует к себе повышенного внимания со стороны логопеда. У них слабо выражены волевые качества, трудности вызывают растерянность, у них слабо развит познавательный интерес. Они изначально не уверенны в собственных силах, пассивны. Объединяя детей из этих двух групп для совместной работы в парах, логопед дает возможность более сильным реализоваться в роли учителя, проявить такие нравственные качества, как ответственность за выполнение порученной работы, отзывчивость стремление оказать помощь другому. У менее подготовленных детей при такой работе формируются основы организованности, активности, инициативности и взаимопомощи.

    Дети, работающие в парах, обучают сами себя. Логопед контролирует и направляет их работу. Конечно, этого можно достичь лишь после того, как один из детей в паре уже обучен самим логопедом и имеет необходимые знания, умения и навыки. На логопедических занятиях с детьми с ОНР работа в парах эффективна и полезна. С точки зрения логопеда: он экономит драгоценное время. С точки зрения ребенка: коррекционная работа превращается в увлекательную игру, играть в которую нужно по определенным правилам.

       Технологический процесс парной работы складывается из нескольких элементов:

- подготовка к выполнению задания (постановка проблемной ситуации, инструкция к выполнению, раздача дидактического материала парам);

- парная работа (знакомство с материалом, планирование работы в паре, распределение заданий между партнерами, индивидуальное выполнение задания, проверка выполнения задания логопедом, обмен выполняющих ролями)

- заключительная часть (обсуждение индивидуальных и общих результатов работы, оценка качества выполненной работы логопедом).

      При работе в паре дети учатся уступать друг другу, сдерживать свой эгоизм, договариваться, подчиняться правилам, внимательно слушать задание, оказывать помощь друг другу, не ссориться, работать дружно и оценивать результат работы, как свой, так и товарища. Таким образом, применение методики парной работы позволяет логопеду решать наряду с коррекционными задачами еще и задачи нравственного воспитания детей с ОНР.

Литература:

1. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах.http://kco-kras.ru/mit/para/

2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группе на логопедическом занятии

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможн...

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Проектная деятельность в детском саду является одним из эффективных способов организации педагогиче...

"Организация работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко это становится причиной их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожн...

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»...

Организация работы в группе на логопедическом занятии

     В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социаль...

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы»

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в ДОУ, она внедряется в практику многих педагогов детских садов.Проект – это “пять П” - Проблема – Проектирование (плани...

Тема: «Методика организации деятельности по художественно- эстетическому и творческому обучению и развитию детей в ДОУ» Консультация для педагогов

Тема: «Методика организации деятельности по художественно- эстетическому и творческому обучению и развитию детей в ДОУ»Консультация для педагогов...