Роль игры в организации коррекционной работы с детьми с ОНР
статья по логопедии
Данная статья раскрывает основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР в игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_organizatsii_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_onr.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Шолупова Т.А., логопед
СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения
«Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,
Петроградского района Санкт-Петербурга
РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР
Необходимость организации специальных логопедических занятий в группах для детей с ОНР приводит к увеличению общей нагрузки, что может негативно сказываться на физическом и психическом состоянии детей. В связи этим особенно важным является применение в работе с дошкольниками игровых технологий. Являясь по определению ведущей, игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии, не только способствует решению коррекционных и общедидактических задач, но и создает ситуацию, когда этот процесс протекает в условиях, наиболее естественных и благоприятных для дошкольников. Поэтому игровые технологии можно отнести к разновидности здоровьесберегающих педагогических технологий.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающиеся исследователи в области психологии ( Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) подчеркивали неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка - его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. И здесь важную роль приобретает дидактическая игра. Она, как игровой метод обучения, рассматривается в двух видах: игры – занятия и собственно дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит логопеду, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий логопед не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая (обучающая) игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала и речевых навыков ребенка.
Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР основано на следующих принципах: деятельности, системности, последовательности, учета возраста, индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта.
Содержание логопедических занятий с детьми с ОНР в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи включают несколько направлений работы:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления детей
На логопедических занятиях с детьми II уровня развития речи проводится работа по:
- развитию понимания речи;
- активизации речевой деятельности и развитию лесико-грамматических средств языка;
- развитию произносительной стороны речи;
- развитию самостоятельной фразовой речи.
Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию:
- понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- произносительной стороны речи;
- самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Дидактическая игра должна:
- опираться на программный материал;
- способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
- назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
-условия игры и количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Необходимо помнить, что игры проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям. Ни в коем случае не нужно форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Ведь важно не только научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала. Учитывая структуру речевого дефекта у детей с ОНР, на коррекционных занятиях используются настольно – печатные игры, игры с дидактическими игрушками, с предметами, с мячом, сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки, словесные игры. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, наблюдательности, внимания, усидчивости, расширению запаса общих сведений и представлений, развитию общей, пальчиковой и артикуляционной моторики. У детей при целом ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией, то, в связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно – развивающие мероприятия. Они помогают детям в освоении нового материала и в его закреплении.
С помощью игр, у детей с ОНР разного уровня речевого развития, развиваются общие речевые навыки, происходит:
- расширение объем понимания обращенной речи,
- активизируется подражательная моторная и речевая деятельность,
- расширяется пассивный и активный словарь,
- формируются обобщающие понятия,
- развиваются навыки словоизменения и словообразования,
-формируется слоговая структура слов,
- грамматические категории рода и числа,
- грамматическое оформление речевого высказывания,
- проводится развитие звуковой стороны речи,
- развиваются фонематические процессы,
- проводится обучение начальным навыкам чтения,
- развивается связная речь.
Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.
На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
Литература
1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1996. - № 6.
2.Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. 1989.
3.Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-практикум для воспитателей "Роль артикуляционной гимнастики в коррекционной работе с детьми"
Дана консультация для воспитателей по артикуляционной гимнастике....
Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...
Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»
В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...
Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."
Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-...
консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
laquo;Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...
Роль игры в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста. ...
Организация коррекционной работы с детьми в период самоизоляции (из опыта работы)
Многие дети и родители оказались в очень трудной ситуации и нам пришлось быть не только учителями и наставниками, но и оказывать психологическое сопровождение в период дистанционного обучения и самоиз...