Роль игры в организации коррекционной работы с детьми с ОНР
статья по логопедии

Данная статья раскрывает основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР в игре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шолупова Т.А., логопед

                                                                     СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения

                                                                    «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,

                                                                      Петроградского района  Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР

       Необходимость организации специальных логопедических занятий в группах для детей с ОНР приводит к увеличению общей нагрузки, что может негативно сказываться на физическом и психическом состоянии детей. В связи  этим особенно важным является применение в работе с дошкольниками игровых технологий. Являясь по определению ведущей,  игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии, не только способствует решению коррекционных и общедидактических задач, но и создает ситуацию, когда этот процесс протекает в условиях, наиболее естественных и благоприятных для дошкольников. Поэтому игровые технологии можно отнести к разновидности здоровьесберегающих педагогических технологий.

      Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

       Выдающиеся исследователи в области психологии ( Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) подчеркивали  неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

       Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре  наиболее активно происходит развитие ребенка - его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. И здесь важную роль приобретает дидактическая игра. Она, как игровой метод обучения,  рассматривается в двух видах: игры – занятия и собственно дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит логопеду, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий логопед не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры  – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.      

       Дидактическая (обучающая) игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем  и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение  программного материала и речевых навыков ребенка.

       Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР основано на следующих принципах: деятельности, системности, последовательности, учета возраста, индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта.

       Содержание логопедических занятий с детьми с ОНР в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности.  

       Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи включают несколько направлений работы:

 - развитие понимания речи;

 - развитие активной подражательной речевой деятельности;

 - развитие внимания, памяти, мышления детей

        На логопедических занятиях с детьми II уровня развития речи проводится работа по:

 - развитию понимания речи;

 - активизации речевой деятельности и развитию лесико-грамматических средств языка;

 - развитию произносительной стороны речи;

 - развитию самостоятельной фразовой речи.

      Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию:

 - понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

 - произносительной стороны речи;

 - самостоятельной развернутой фразовой речи;

 - подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

       Дидактическая игра должна:

- опираться на программный материал;

- способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

- назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

-условия игры и количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

        Необходимо помнить, что игры проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям. Ни в коем случае не нужно форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Ведь важно не только научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе.

      Логопедическая коррекция  становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала. Учитывая структуру речевого дефекта у детей с ОНР, на коррекционных занятиях используются настольно – печатные игры, игры с дидактическими игрушками, с предметами, с мячом, сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки, словесные игры. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, наблюдательности, внимания, усидчивости, расширению запаса общих сведений и представлений, развитию общей, пальчиковой и артикуляционной моторики. У детей при целом ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией, то, в связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно – развивающие мероприятия. Они  помогают детям в освоении нового материала и в его закреплении.

        С помощью игр, у детей с ОНР разного уровня речевого развития, развиваются общие речевые навыки, происходит:

- расширение объем понимания обращенной речи,

- активизируется подражательная моторная и речевая деятельность,

- расширяется пассивный и активный словарь,

- формируются обобщающие понятия,

- развиваются навыки словоизменения и словообразования,

-формируется слоговая структура слов,

- грамматические категории рода и числа,

- грамматическое оформление речевого высказывания,

- проводится развитие звуковой стороны речи,

- развиваются фонематические процессы,

- проводится обучение начальным навыкам чтения,

- развивается связная речь.

      Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.

     На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.

Литература

1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1996. - № 6.

2.Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. 1989.

3.Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."

Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать  мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-...

консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

laquo;Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Роль игры в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста. ...

Организация коррекционной работы с детьми в период самоизоляции (из опыта работы)

Многие дети и родители оказались в очень трудной ситуации и нам пришлось быть не только учителями и наставниками, но и оказывать психологическое сопровождение в период дистанционного обучения и самоиз...