«Обследование ребенка на ТПМПК учителем – логопедом».
тест по логопедии

Бохан Оксана Алексеевна

Особенности речевых нарушений.

В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка.

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

Логопедическое обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_rebenka_na_tpmpk_uchitelem_-_logopedom.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Обследование  ребенка на ТПМПК учителем – логопедом».

Особенности речевых нарушений.

В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка.

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

Логопедическое обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной

Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.

Схема обследования:

I. Цель (жалобы родителей и ребенка).

II. Ознакомление с педагогической документацией.

III. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного,речевого,психического).

Особое внимание обращают:

  • предречевые вокализации (гуканье, гуление);
  • появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;
  • качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

IV. Объективное исследование ребенка.

1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам.

4. Исследование предметного  гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

5. Исследование буквенного  гнозиса  и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

7. Исследование импрессивной речи:

  • понимание связной речи;
  • понимание предложений:
  • понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.);
  • понимание слов (противоположных по значению).

8. Исследование фонематических процессов.

а) Фонематический анализ:

  • выделение звука на фоне слова;
  • выделение звука из слова;
  • определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
  • определение количества звуков в слове;
  • дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистяшие-шипяшие и т. п.).

б) Фонематический синтез:

  • составление слов из последовательно данных звуков;
  • составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

в) Фонематические представления:

  • придумать слово на определенный звук.

9. Исследование экспрессивной речи.

а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса.

Отметить параметры движений:

  • тонус;
  • активность;
  • объем движения;
  • точность выполнения;
  • длительность;
  • замена одного движения другим;
  • добавочные и лишние движения (синкенезии).

б) Состояние звукопроизношення:

  • изолированный вариант;
  • в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;
  • в словах;
  • в речи;
  • произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

в) Исследование словарного состава языка:

  • самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;
  • подбор синонимов, антонимов, родственных слов;
  • выявление общих категориальных названий.

Отметить:

  • соответствие словаря возрастной норме;
  • наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
  • точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

г) Обследование грамматического строя речи.

Отметить:

  • характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более);
  • характер употребления предложно-падежных конструкций;
  • состояние функции словоизменения:
  • преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;
  • образование формы родительного надежа существительных в единственном и множественном числе;
  • согласование с числительными;
  • состояние функции словообразования:
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);
  • образование названий детенышей животных;
  • образование глаголов с помощью приставок.

10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.).

Отметить:

  • логическую последовательность в изложении событий;
  • характер аграмматизма;
  • особенности словаря.

11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).

12. Особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

V. Состояние письменной речи.

1. Состояние навыка письма:

  • проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;
  • выявить навыки звукового анализа и синтеза:
  • отметить особенности звукового анализа и синтеза;
  • отметить особенности слухо-речевой памяти;
  • проверить слуховую дифференциацию фонем;
  • состояние динамического праксиса;
  • определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия);
  • проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);
  • отметить особенности почерка;
  • отметить характер дисграфических и орфографических ошибок.

2. Состояние навыка чтения:

  • умение правильно показать печатные и прописные буквы;
  • способность правильно называть буквы;
  • чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);
  • отметить характер чтения (буква, слог, аналитическое, выразительное, медленное);
  • выявить понимание прочитанного  текста;
  • отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

VI. Логопедическое заключение (степень и характер нарушения устной и письменной речи).

VII. Рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...

Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.

В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...

Рекомендации учителя-логопеда ТПМПК. Выбор образовательного маршрута.

Презентация содержит рекомендации учителя-логопеда по выбору образовательного маршрута обучающихся....