Статья "Анализ стертой дизартрии"
статья по логопедии

Зеленко Зоя Анатольевна

Дизартрия – одно  из  самых  частых  расстройств  речи. В  настоящее  время ее  значение для  детской  практики  резко  возросло  в  силу  того,  что  недостаточность  двигательного  отдела  центральной  нервной  системы  в  раннем  детском  возрасте становится  все  более  обычным  явлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Анализ стертой дизартрии

Дизартрия – нарушение  произносительной  стороны  речи, обусловленное  недостаточностью  иннервации  речевого  аппарата. Ведущим дефектом  при  дизартрии  является  нарушение  произносительной и  просодической сторон  речи, связанное  с  органическим  поражением центральной  и  периферической   нервной  систем. Дизартрия – термин греческий, в переводе,  означает расстройство  членораздельной  речи  – произношения. Дизартрия – одно  из  самых  частых  расстройств  речи. В  настоящее  время ее  значение для  детской  практики  резко  возросло  в  силу  того,  что  недостаточность  двигательного  отдела  центральной  нервной  системы  в  раннем  детском  возрасте становится  все  более  обычным  явлением.

Дизартрия может  наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой степени выраженности. Менее  выраженные  степени проявления дизартрии  могут наблюдаться  у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму  или имеющих в анамнезе влияние других мало выраженных неблагоприятных воздействий во время  внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) дизартрии  сочетаются с другими признаками  минимальной мозговой дисфункции. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая  дизартрия).

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.  Стертая дизартрия в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

  1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
  2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.
  3. Оральная апраксия.
  4. Минимальная мозговая дисфункция.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, Е.Ф. Архипова, [2] Л.В. Лопатина [22] и др. выявляют следующие факторы:

1) отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.);

2) асфиксия новорожденных;

3) стремительные или затяжные роды, родовые травмы;

4) хроническую гипоксию плода;

5) острые и хронические заболевания матери в период беременности;

6) минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;

7) острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей. В ранний период развития у детей со стертой дизартрией отмечаются двигательное беспокойство, нарушение сна, частый беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдается трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробует новую пищу. За обедом такой ребенок сидит долго с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими дизартрическими расстройствами отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

Речевое развитие детей со стертой дизартрией характеризуется рядом отклонений. В большинстве случаев отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от 1 – 1,5 – 2х лет; медленно идет накопление словаря. Использование фразовой речи — с 2-3-х лет (а в некоторых случаях и с 3-4-х лет), притом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой дизартрией остается несформированной [25].

В первые годы жизни многие дети наблюдаются у невролога, им назначается медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым [2].

При обследовании в поликлинике у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

  1. общая моторика: дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.
  2. ручная моторика: поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой  гимнастики. 3)особенности артикуляционного аппарата – выявляются патологические особенности:

 - паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи; язык при паретической  симптоматике   тонкий, находится на дне полости рта, вялый кончик языка малоактивный; при функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается;

- спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные; губы постоянно находятся в полуулыбке, верхняя губа прижимается к деснам, во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков; - гиперкинезы проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок; тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках;

 - апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции.

- девиация, т.е. отклонение языка от средней линии, проявляется также  при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках: девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки;

 - гиперсаливация определяется лишь во время речи [2].

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удержания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это приводит во время речи к искажению звуков. Смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи .

   Звукопроизношение: смешение, искажение звуков, замены и отсутствие звуков; наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих, а так же, искажают и смешивают не только артикуляционносложные  и близкие по способу образования звуки, но и акустически противопоставленные: часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки, трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных;

    Просодика: интонационно-выразительная окраска речи резко снижена, страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох: нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок, темп речи чаще ускорен: при рассказывании речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает: у некоторых детей выдох укорочен, и они говорят на выдохе, так же, присутствует скандированное произношение;

     Общее речевое развитие: детей со стертой дизартрией можно условно разделить на три группы :

  1. дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики;
  2. дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетаются с незаконченным процессом формирования фонематической системы речи. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков, словарь отстает от возрастной нормы, многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имен существительного с числительными. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения;
  3. дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематической системе речи, отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания. Значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации .

В исследованиях Е.Ф. Соботович [40] впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени.

Таким образом, фонематическая система речи является одним из базовых звеньев речевой деятельности, которая обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия (стертая дизартрия). Поездка в лес. Зима.

Цель: Закрепление лексической темы зима,образование притяжательных прилагательных,согласование существительных с прилагательными....

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Консультация "Методы диагностики и приемы работы при стертой дизартрии"

В данной методической разработке описаны методы диагностики и приемы работы с детьми со "стертой" дизартрией....

форрмирование произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией

представлена схема работы по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...