Камешки Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шарипова Дина Арслановна

Цель: - рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной  деятельности с детьми; 

Задачи:

- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в коррекционной работе;

- использовать  нетрадиционные   методы  работы  для повышения эффективности  процесса коррекции речевых нарушений; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_mk.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад № 9

МР Учалинский район РБ

Выступление на РГМО

 учителей-логопедов и дефектологов

 «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей».

Учитель-логопед: Шарипова Д.А.

18 сентября 2019 г.

Цель: - рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной  деятельности с детьми; 

Задачи:

- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в коррекционной работе;

- использовать  нетрадиционные   методы  работы  для повышения эффективности  процесса коррекции речевых нарушений; 

Оборудование:

1. Презентация «Камешки Марблс- разноцветное счастье детей».

Ход.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада  вас всех приветствовать.

      Тема моего выступления  «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей», я поделюсь с вами как можно использовать камешки Марблс в работе учителя-логопеда  с детьми дошкольного возраста.

      Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной,  эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием  интересных камешков, которые называются Марблс.

      Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Имеется  богатый  и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я  хочу вас  познакомить.

Практическая часть

А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

Игра «Сухой бассейн»

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблсЛогопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

  • Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

  • А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
  • А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
  • Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков,  и раскрыв кулачки,  определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
  • Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
  • Пинцетные  (взять  камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
  • Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
  • Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
  • Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

  • Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
  • Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги. Например: положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; белый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.
  • возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
  • возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
  • возьми оранжевый камень и положи перед собой;
  • возьми желтый камень и положи сзади посуды;
  • «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
  • «Лабиринты»
  • «Судоку»

Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.

  • «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

В) Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

  • «Выложи по контуру».
  • «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
  • «Заполни картинку камушками»
  • Игра «Четвертый лишний»

Выбрать лишний камешек по цвету, форме или величине.

  • Работа с камнями без образца

- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?

(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)

Можно выложить из квадратов и кругов  машинку.

Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

Г) Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка.

Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку.

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Д) Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).

• «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

• Звуковой анализ по схеме слова.

Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы:

• С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

• Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

• На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?

• Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Е) Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Ж) Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

  • «Помоги Дюймовочке»

Помоги Дюймовочке  выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

  • «Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.

Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам: в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.

  • Разложите камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую

З) Развитие связной речи.

  • «Составление предложений».

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

И)  Работа по коррекции дисграфии.

• Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

• Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

• «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

К) Коррекция звукопроизношения.

  • «Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

8.Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).

  • «Логопедическая ромашка»

Цель: Закрепление умения различать звуки на слух (мягкий звук, твердый звук), выделять их из слов, сравнивать между собой.

  • Игры бродилки – для автоматизации звуков в словах

- Помоги Белоснежке добраться до домика семи гномов и угостить их конфетами. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Белоснежки к домику 7 гномов. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке, назвать цвета выложенных камешков. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;

К) Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке.

Игра «Помоги двум друзьям встретиться».

Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание: например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)

Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков

Ребёнок передвигает камешки по картинкам, чётко проговаривая слова

Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.

Рефлексия

- Скажите, что развивают камешки Марблс?

Разделы для  работы с камешками Марблс:

  • Развитие тактильно-двигательного восприятия;
  • Формирование сенсорной культуры  (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);
  •  Развитие зрительного восприятия;
  •    Развитие восприятия пространства;
  •    Развитие творческих способностей;
  •  Развитие речи;
  •   Формирование буквенного анализа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников c ТНР

методические рекомендации по использованию марблс в работе логопеда. Эти разноцветные камешки разнообразят занятие и доставят радость детям...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....

"Использование камешков «марблс» в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

На занятиях можно использовать разнообразные камешки, которые размещаются в вазы, банки, либо контейнеры: круглые большие и маленькие, квадратные, разноцветные. При первой встрече с ними дети ожи...

Использование камешков "Марблс" в коррекционной работе учителя - логопеда

Методическая разработка по использованию камешков "марблс" в коррекционной работе логопеда. Артикуляционная гимнастика с использованием камешков....