Виды дизартрии и направления работы логопеда.
методическая разработка по логопедии

Шашкина Наталья Владимировна

Краткая характеристика  видов дизартрии и речевых нарушений, основные направления работы логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_dizartrii.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дизартрия- расстройство в произношении звуков вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

Существует 5 форм дизартрии в зависимости от очага поражения:

Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка. При мозжечковой дизартрии не сочетаются дыхание, голос и артикуляция, т.е. страдает организация движений мышц, отвечающих за работу данных функциональных систем.  Тонус мышц при этой дизартрии понижен. Человеку с повреждённым мозжечком очень трудно сохранять прямое направление движений, часты падения. Звукопроизношение при мозжечковой дизартрии нарушено не грубо, отмечается некоторая палатализация звуков. Исправить звуки легче, чем сформировать правильное дыхание. Этот вид дизартрии называют атаксической.

Корковая дизартрия возникает из-за поражения нижней трети центральной лобной извилины. Для этой формы характерны множественные замены в произношении большинства звуков речи, т.к. страдает последовательность в работе мышц артикуляционного аппарата.

Возникает апраксия. Отмечается нарушение направленности движений не только артикуляционного аппарата, но и мышц рук, ног. По заданию очень трудно или даже невозможно выполнить нужное движение рукой, ногой, принять заданную артикуляционную позу.

При подкорковой дизартрии отмечается повышенный тонус мышц, они становятся малоподвижными, появляются добавочные движения мышц, тремор и гиперкинезы. Речь напоминает заикание, а язык может принимать разнообразные положения, даже в состоянии покоя он дрожит, а одни и те же звуки могут произноситься по-разному. Подкорковые образования отвечают за красоту, плавность, экономичность движений артикуляционных органов. Если в подкорке возникают нарушения, то страдает организация движений. Эту дизартрию часто называют экстрапирамидной и гиперкинетической.

При бульбарной дизартрии у ребёнка возникает поражение пяти пар черепно-мозговых нервов (одновременно). Ядра этих черепно - мозговых    нервов находятся в бульбусе, а их поражение ведёт к параличу. Часто встречается при ДЦП.  В зависимости от поражения конкретных пар нервов прослеживается определённая симптоматика, которая проявляется в нарушении процесса глотания, затрудняется дыхание ребёнка, нарушается тембр голоса, появляется гнусавость, гиперсалевация, нарушаеся иннервация мышц шеи, значительно страдает звукопроизношенияе, а если язык парализован, то и речь отсутствует.

Псевдобульбарная дизартрия является самой распространённой. Эта дизартрия внешне похожа на бульбарную. Отмечается нарушение жевания, дыхания, речи, но механизм несколько другой. При псевдобульбарной дизартрии страдают пирамидные пути, часто её называют пирамидной или проводниковой дизартрией. Для псевдобульбарной дизартрии характерна односторонность нарушений. При этой форме наблюдается слюнотечение, характерно сжатие рта, мышцы спастичны, язык комом, повышен тонус языка, кровоснабжение мышц языка нарушено, мышцы холодные, напряжённые.  Характерен рост одних мышц и недоразвитие других, что провоцирует ассиметрии в мимических мышцах и мышцах языка. Часто наблюдаются синкинезии, когда язык не работает, а мышцы губ пытаются помочь языку. Эту дизартрию называют детской и при диагностике речи ребёнка констатируют как стёртую дизартрию. В литературе выделяются 3 степени тяжести псевдобульбарной дизартрии:  Дизартрия III степени– стёртая форма; Дизартрия II степени– средней тяжести; Дизартрия I степени – тяжелая форма.

Направления работы логопеда:

- над речевой моторикой (артикуляционная гимнастика для языка, губ, щёк)

-над звукопроизношением (постановка звуков, их автоматизация и дифференциация)

-над фонематическим слухом (различение звуков на слух)

-над просодическими компонентами речи (темп, ритм, паузация, интонация, дыхание, тембр)

-над общей и мелкой (ручной) моторикой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы) I Развитие ручной моторики и моторики ...

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...

Памятка по направлениям работы логопеда

Направления работы логопеда...

Памятка по направлениям работы логопеда

Памятка по направлениям работы логопеда Развитие понимания обращенной речи Формирование активной подражате...

Коррекционная работа логопеда при дизартрии

Консультация для специалистов и родителей....