Консультация "Развитие воздушной струи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vozdushnoy_strui_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Выработка воздушной струи у детей дошкольного возраста

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Существуют три основных направления воздушной струи:

  • воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’), заднеязычных (К, К', Г, Г', Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц);
  • воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’);
  • воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

1. «Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык». «Желобок».

2. «Фокусы».

3. «Идет охотник по болоту».

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

«Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

«Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «Пя-пя-пя». |

«Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

«Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

«Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления работы:

1. Дутье при сомкнутых губах.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

4. Дутье на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

1. Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

«Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

«Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

«Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Задувание свечи.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов.

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

«Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

4. Дутье на язык.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, что бы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

«Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

• Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

• Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

• Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

• Следить за точностью направления воздушной струи.

• Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

• Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

• Нельзя надувать щеки.

• Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

• На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

• Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

• Упражнения могут выполняться под счет.

Желаю успехов с вашим ребенком

Учитель-логопед Опанасюк Н. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для формирования правильной воздушной струи у детей.

В данном материале представлены упражнения для выработки правильной воздушной струи у детей....

Сценарий летнего праздника "Воздушный змей" для детей дошкольного возраста.

Сценарий летнего праздника "Воздушный змей" для детей дошкольного возраста.Игры и развлечения, запуск воздушного змея. Цель: активизировать отдых детей, доставить радость, формировать потребность...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одн...

Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. В статье показано с каких упражнений нужно начинать работу по выработке у ребенка правильного физиологического дыхания...

Педагогическая находка «Игры на формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста»

Привлечь внимание общественности к проблеме речевых нарушения у детей дошколного возраста, к важности у детей выразительной и четкой речи, в частности формирования у них воздушной струи...

Мастер-класс «Весёлый ветерок. (Игры на формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста)»

Научить педагогов изготавливать и применять в коррекционной работе игровое пособие (тренажер)на формирование воздушной струи у детей....