Главные вкладки

    Речевая карта - памятка по заполнению
    методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Новичихина Наталья Александровна

    правильное заполнение  докуметов - залог успешной работы специалиста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka.docx19.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА ДЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ КАРТЫ
    Анамнестические данные
    Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
    Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия
    Перенесенные заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
    Слух – норма (N), снижение слуха.
    Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
    Интеллект – соответствует возрасту, ниже нормы.
    Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову N 2 мес, сидеть – 6 мес, ползать – 5-6мес, стоять -7-8 мес, ходить – 1 год).
    Раннее речевое развитие – N с задержкой (гуление - N, с задержкой 3 мес, лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 3 года).
    Особенности артикуляционного аппарата
    Зубы - N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушения зубного ряда, наличие стемы.
    Прикус – N, ортоггнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный
    Твердое небо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское низкое, наличие послеоперационных рубцов.
    Мягкое небо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
    Губы – N, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
    Язык – обычный, макроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
    Моторная сфера
    Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
    Рекомендуемые исследования
    5 лет – попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его, попрыгать на правой, левой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.
    6 лет – то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
    Ручная моторика – N(сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
    Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
    Рекомендуемые исследования
     5 лет – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнять упражнения «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак-ладонь), выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
    6 лет – то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак – ребро - ладонь» левой рукой, одновременно обеими.
    Психофизические процессы
    Восприятие
    Зрительное – узнавание предметов в условиях наложения в неполном изображении, в силуэтном изображении.
    Тактитильное – угадывание предмета по контуру, угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
    Слуховое – опознание в дифференциации шумов. Цвет – нет представлений, сличает, различает (выделяет по цвету), называет (5 лет – красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, оранжевый, голубой; 6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Форма: 5 лет – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; 6 лет – то же и дополнительно: многоугольник).
    Ритм Восприятие, воспроизведение (5 лет - … -, - . . - , . - -; 6 лет: ..--., .--..).
    Временные представления ориентация хорошая, слабая (5 лет – части суток, времена года, дни недели; 6 лет – то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций).
    Пространство .(5 лет – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа; 6 лет - то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо).
    Схема тела (5 лет – показать правую, левую руку, ногу, правый, левый глаз), правое, левое ухо; 6 лет – то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
    Разрезные картинки – самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию(5 лет – 3-5частей, 6 лет – 4-8 частей).
    Фигуры из палочек. 5 – лет «домик» из шести палочек, 6 лет – «лодочка» из семи палочек.
    Память
    Параметры кратковременной памяти: объем и линейность.
    Мышление
    Обобщение. 1 уровень – обобщение словом, 2 уровень – группировка по субъективным общим признакам. 3 уровень – родовидовое обобщение, 4 уровень логический уровень обобщения. N – к 7 годам.
    Сериация 5 лет – расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака; 6 лет – соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов.
    Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений.
    Импрессивная речь
    Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
    Предложно-падежные конструкции: 5 лет – перед, за, около, в, из, на, с; 6 лет – под, из-под, за, из-за.
    Глаголы с приставками: 5 лет – вылетает, подлетает, залетает; 6 лет – выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.
    Выполнение инструкций 5 лет – двухступенчатые, трехступенчатые; 6 лет – покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.
    Понимание предложений: 5 лет – кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет - понимание связной речи, логико-грамматических конструкций.
    Сенсомоторный уровень речи
    Общее звучание речи
    Разборчивость – N (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, малопонятная для окружающих.
    Темп – N, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма).
    Ритм – N, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезий.
    Дыхание – свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, несформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.
    Голос – N, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).
    Оценка
    5 – разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствует норме.
    4 – разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.
    3 – речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.
    2 – разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможны проявления гиперкинезов, заикания отклонения тембра.
    1 – речь понятна только близким.
    Артикуляционная моторика
    Объем движений – строго ограничен, неполный, полный.
    Тонус – N, повышен, понижен.
    Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.
    Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная.
    Саливация – N, повышенная.
    Оценка
     5 - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.
    4 – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
    3 – замедленное и напряженное выполнение.
    2 - выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкенизии, гиперкинезы.
    1 – невыполнение
    Звукопроизношение
    N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
    Оценка
    5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
    4 – Один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
    3 – нарушено произношение трех-пяти звуков.
    2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять
    1 – искажение или замена во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.
    Слоговая структура слова
    N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
    Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слогов), парафазии (замены).

    Оценка
    5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.
    4 – воспроизведение точное, темп замедлен, могут быть запинки.
    3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры слов.
    1 – невоспроизведение.
    Фонематический слух
    N (сохранный), развит недостаточно, нарушен.
    Исследуются звуки:
    - звонкие, глухие;
    - ротовые, носовые; твердые, мягкие;
    - переднеязычные, заднеязычные, заднеязычные;
    - переднеязычные-среднеязычные4;
     - среднеязычные заднеязычные,
    - среднеязычные, заднеязычные;
     - губные, переднеязычные;
     - губно-губные, губно-зубные;
    - свистящие, шипящие;
    - переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;
    - шипящие аффрикаты, шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;;
    - шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;
    - свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;
    - вибранты смычно проходные ротовые.
    Оценка
    5 – все задания выполнено верно
    4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
    3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
    2 – часть заданий недоступно, при выполнении требуется повторное воспроизведение
    1 – невыполнение.
    Языковой анализ и синтез
    N (сформированы) сформированы недостаточно, несформированы,.
    Оценка
    5 – все задания выполнены с первой попытки
    4 – допускаются одна две ошибки, но исправляются самостоятельно.
    3 – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
    2 – большая часть заданий недоступна;
     1 – неверные ответы, отказ от выполнения.
    Грамматический строй речи
    N (сформирован), сформирован недостаточно, несформирован
    Оценка
    5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
    4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
    3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляции, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка)
    2 – большинство заданий не выполняются
    1 – невыполнение
    Лексика
    N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.
    Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
    Словообразование
    N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.
    Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.
    Связная речь
    N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития не сформирована.

    Пересказ
    5 лет
    ¬ Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.
    ¬ Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта и Наташа и птички сыты.
    ¬ Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» шли мимо сарая Таня и коля и нашли котика. Они накормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.
    ¬ Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье!». «Правда, - отвечал ежик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?». Вместо ответа зайчик вздохнул.
    ¬ У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
    - Пора тебе, чиж, петь.
    - Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
    Оценка
    5 - пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдается связанность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
    4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
    3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
    2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
    1 – пересказ даже по вопросам недоступен.
    Рассказ по серии картин 6 лет
    Оценка
    5 – самостоятельно разложенные картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
    4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
    3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующе1 помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
    2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдается неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
    1 – рассказ недоступен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заполнение речевых карт

    Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....

    Заполнение речевых карт

    Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....

    Заполнение речевых карт

    Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....

    Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

    В связи со спецификой учреждения, в котором я работаю, мною была разработана памятка по заполнению речевой карты...

    Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.

    Анамнестические данные. Особенности артикуляционного аппарата.Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи. Артикуляционная  моторика. Звукопроизношение. Слоговая стру...

    Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты

    Данная памятка поможет при заполнении разделов речевой карты...