Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Гришина Людмила Михайловна

Анамнестические данные.

 

Особенности артикуляционного аппарата.

Сенсомоторный уровень речи.

 

Общее звучание речи.

 

Артикуляционная  моторика.

 

Звукопроизношение.

 

Слоговая структура слова.

 

Фонематический слух.

Языковой анализ и синтез.

Грамматический строй речи.

Связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_uchitelya-logopeda.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.

Анамнестические данные.

  Характер протекания беременности-токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды-досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.

 

Перенесённые заболевания-пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

 Слух-норма, снижение слуха.

Зрение-норма, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Интеллект - соответствует возрасту, ниже нормы.

Раннее физическое развитие – норма, с задержкой (начал держать голову - № 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать – 6мес., стоять – 7-8 мес., ходить – 1 год).

Раннее речевое развитие – норма, с задержкой (гуление № - 3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год , первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).

Особенности артикуляционного аппарата.

Зубы – №, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус - №, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.

Твёрдое нёбо - №, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, сумбукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы - №, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).

Язык – обычный, макроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.

Моторная сфера.

Общая моторика - №, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Ручная моторика - № (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений ( полный, неполный, строго ограничен), темп (№, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (№, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

Сенсомоторный уровень речи.

Общее звучание речи.

Разборчивость - №, (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих.

Темп - №, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание ( степень, форма).

Ритм -№, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

Дыхание – свободное, затруднённое, поверхностное неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.

Голос - №, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра ( глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).

                                                   Оценка

5     -   разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме.

4  -  разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса.

3  -  речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.

2  -  разборчивость нарушена. Речь малопонятна для окружающих. Возможно проявление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра.

1    -  речь понятна только близким.

Артикуляционная  моторика.

Объём движений - строго ограничен, неполный, полный.

Тонус - №, повышен, понижен.

Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.

Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная.

Саливация №, повышенная.

                                      Оценка

5  - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.

4  - все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.

3  -  замедленное и напряжённое выполнение.

2   -  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.                  1-  невыполнение.

Упражнения : «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Иголка», «Улыбка-хоботок», «Качели», «Маятник», «Лошадка», «Орешек».

Звукопроизношение.

№ (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).

                                      Оценка.

5  -  безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.

4  -  один-два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).

3  -  нарушено произношение трёх-пяти звуков.

2  -  в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков.

  1. -  искажениям или заменам подвергаются во всех речевых ситуациях от десяти звуков.

Слоговая структура слова.

 (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.

Виды нарушений: Элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).

                                   Оценка.

5  -  правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.

4  -  воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.

3-  замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.

  1. -  искажение слоговой структуры слов.
  1. -  невоспроизведение.

6-7 лет

Слова: термометр

             Экскаватор

             Фотоаппарат

             Водопроводчик

            Виолончелист

            Парикмахерская

Троллейбус остановился на перекрёстке у светофора.

Регулировщик регулирует уличное движение.

 

Фонематический слух.

№ (сохранный), развит недостаточно, нарушен.

  Исследуются звуки:

  • Звонкие, глухие;
  • Ротовые, носовые;
  • Твёрдые, мягкие;
  • Переднеязычные, заднеязычные;
  • Переднеязычные- среднеязычные;
  • Среднеязычные, заднеязычные;
  • Губные, переднеязычные;
  • Губно-губные, губно-зубные;
  • Свистящие, шипящие;
  • Переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;
  • Шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;
  • Шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;
  • Свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;
  • Вибранты смычно проходные ротовые.

                             Оценка.

  1.  -  все задания выполнены верно.

4  -  допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3  -  ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.

2  -  часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.

  1. -  невыполнение.

Языковой анализ и синтез.

№ (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.

  • Выделение заданного звука из слов
  • Выделение ударного гласного в начале слова
  • Определение первого согласного звука в слове
  • Определение последнего звука в слове
  • Определение последовательности звуков в слове
  • Определение количества звуков в слове
  • Определение количества слов в предложении (День был тёплый. В парке росла высокая берёза)
  • Определение количества слогов в слове

                             Оценка.

  1.  -  все задания выполнены верно с первой попытки.

4  -  допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3  -  задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.

  1. -  большая часть заданий недоступна .
  1. -  неверные ответы, отказ от выполнения.

Грамматический строй речи.

№ (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.

                                              Оценка.

  1.  -  правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

4-  единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3  -  большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

  1. -  большинство заданий не выполняются.
  1. -  невыполнение.

 

Лексика.

№ (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.

Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.

Словообразование.

 (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.

  • Сущ.с уменьшительно-ласкат. суффиксами (воробушек, щенок)
  • Относительные прил. (кирпичная)
  • Притяжательные прил. (лисий)
  • Приставочные глаголы (вы-, от-, под-, пере-, об-, в-)
  • Гл. совершенного вида (построила)

Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.

Пересказ.

                                  Про нос и язык.

  У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один.

- Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один?

- А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой курносый куда не надо не совала.

  Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Ясно?

                                                                                                                   Е. Пермяк.

                                        Оценка.

5  -  пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, наблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

4  -  пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания.

3  -  пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.

2  -  пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.

1  -  пересказ даже по вопросам недоступен.

                      Рассказ по серии картин.

                                6-7 лет

5  -  самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все  смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

4  -  картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов.

3  -  раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.

2  -  раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдается неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов.

1  - рассказ недоступен.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

В связи со спецификой учреждения, в котором я работаю, мною была разработана памятка по заполнению речевой карты...

Рекомендации учителя-логопеда к заполнению речевых карт

Варианты пересечения двух классификаций  Примерные формулировки логопедического заключения...

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты

Данная памятка поможет при заполнении разделов речевой карты...

Памятка по заполнению речевых карт

Памятка по заполнению речевых карт...

Памятка по заполнению речевых карт

Данный материал поможет при заполнении речевых карт дошкольников...

Оптимизация работы учителя-логопеда по заполнению речевых карт на вновь поступивших воспитанников.

В последние годы внедрение системы бережливого производства становится все более насущным и необходимым как в промышленной сфере, так и в сфере услуг, в том числе образовательных....