Оптимизация работы учителя-логопеда по заполнению речевых карт на вновь поступивших воспитанников.
статья по логопедии

Кургушова Елена Александровна

В последние годы внедрение системы бережливого производства становится все более насущным и необходимым как в промышленной сфере, так и в сфере услуг, в том числе образовательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhlivye_tehnologii_2.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация работы учителя-логопеда по заполнению речевых карт на вновь поступивших воспитанников.

Термин «Lean» означает «Производство без потерь, без лишнего» - это философия ведения деятельности, фундаментальной целью которой является непрерывное сокращение потерь и ускорение «потока создания ценности».

В последние годы внедрение системы бережливого производства становится все более насущным и необходимым как в промышленной сфере, так и в сфере услуг, в том числе образовательных.

Инструментами системы являются мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности, не требующие существенных экономических издержек при реализации услуг.

Использование технологий бережливого производства означает выявление резервов внутреннего развития на случай возникновения трудностей. Их применение возможно в рамках таких направлений как развитие современной интегрированной концепции бережливого производства в образовании, формирование устойчивой модели бережливого поведения населения (воспитанников, родителей, педагогов) на основе популяризации культуры «бережливости» и инициирования процессов самоорганизации людей на бережливые отношения, развитие информационного образовательного пространства, реализация синергетического подхода к управлению бережливыми технологиями.

Применение таких технологий способствует улучшению имиджа, бренда, оптимизации труда и росту конкурентоспособности образовательного учреждения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Мы проанализировали рабочий процесс учителя-логопеда и выявили направления в деятельности специалиста, которые требуют кардинальных изменений. Об одном конкретном улучшении в работе учителя-логопеда нашего ДОУ по системе бережливого производства остановлюсь подробнее.

Речь пойдет об «Оптимизации работы учителя-логопеда по заполнению речевых карт на вновь поступивших воспитанников». В центре внимания процесс сбора у родителей анамнестических данных на вновь поступивших воспитанников для заполнения (составления) речевых карт.

Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что большие временные, ресурсные, человеческие потери имеют место быть из-за неэффективной организации рабочего процесса – морально устаревшей модели сбора анамнестических данных.

Обозначив границы процесса (от предоставления сведений родителями на ребенка до момента внесения данных в речевые карты учителем-логопедом) мы можем проанализировать всю цепочку действий и определить основные потери.

Анализ текущего состояния и проектирование деятельности в русле «Lean», с точки зрения оптимизации этапов работы в процессе. На каждом этапе текущего процесса необходимо найти действия, от которых можно отказаться, так как они не приносят ценности данной работе, а только увеличивают потери (временные, человеческие, ресурсные) и оставить те работы без которых не обойтись.

Анализ 1 этапа показал большие временные, человеческие и ресурсные затраты, которые происходят из-за устаревшей модели оформления анкеты: 1. Составление вопросов для сбора анамнестических данных.

2. Оформление документа Word.

 3. Покупка офисной бумаги.

4. Заправка картриджа краской.

 5. Распечатка анкет по количеству детей.

 Как составить анкеты не тратя время, силы, деньги на все выше перечисленные действия? Эти действия не добавляют ценности данной работе. Как их устранить или на что их можно заменить?

Ответ прост: создать анкеты на платформе Googl. Это займет до 20 минут у учителя-логопеда, а пункты 2,3,4,5 утратят пользу и будут устранены из процесса полностью.

 Таким образом, современная гул форма позволит создать анкету просто, быстро и без каких-либо затрат.

 Анализ 2 этапа показал, что временные и человеческие потери происходят из-за объяснительно-разъяснительной работы с педагогами: встреча может не состояться с обоими педагогами одновременно, поэтому учителю-логопеду необходимо будет найти время для встречи со вторым педагогом и объяснить ему лично, как и за какое время необходимо заполнить родителям анкеты. Вся эта деятельность не добавляет ценности процессу заполнения речевых карт.

Как его модернизировать, или устранить вообще? Ответ: ссылка на анкету может быть разослана напрямую в чат-группу любого мессенжера всем родителям одновременно, либо индивидуальной рассылкой, которую может осуществить учитель-логопед без участи воспитателей.

Таким образом, 2 этап может быть вообще устранен из цикла работ, либо сократится до нескольких минут.

Анализ 3 этапа показал, что он самый затратный по времени и человеческим ресурсам:

1. Раздача анкет всем родителям.

2. Сбор анкет у родителей.

 3. Учитель-логопед в течении месяца (сроки варьируются и могут быть пролонгированы во времени) собирает заполненные анкеты у воспитателей.

4. Раскладывает их по речевым картам для дальнейшей обработки.

 5. Временные затраты до месяца и больше.

Причины возникновения потерь имеют два вектора:

- По вине педагога – человеческий фактор: может потерять анкеты, забывать передать их родителям, может уйти на больничный, может забыть позвонить родителям детей, которые по каким-либо причинам долгое время не посещают ДОУ, чтобы они забрали анкету в свободное время. Таким образом, от момента получения анкеты воспитателем до вручения анкеты родителями может уйти много времени.

 - По вине родителей – человеческий фактор: забыли, потеряли, не правильно заполнили (просят еще один бланк), лично сами родители не приходят за ребенком, поэтому некому передать анкету и многое другое.

Таким образом, из-за многих причин, в том числе и непредвиденных этот этап самый энергозатратной.

Каким образом сделать работу эффективной? Ответ: рассылка Googl форм позволит родителям: - не потерять анкету; - не искать место, ручку, поверхность, одним словом тратить усилия для поиска благоприятных условий, для заполнения анкеты; - не забывать ее принести обратно; - родитель может заполнить анкету в любом месте, в любое время, без создания специальных условий (только наличие смартфона и сети интернет), потратив на это до 5 минут; - данные о пройденном анкетировании сразу поступают напрямую к учителю-логопеду.

Таким образом, время заполнения анкет может снизится в десятки, а то и в сотни раз.

 Анализ 4 этапа «Обработка анкет и занесение анамнестических данных из анкеты в речевую карту учителем-логопедом» показал, что обработка анкет на бумажном носителе замедляет процесс заполнения речевых карт, а обработка Googl формы сокращает количество бумаг, время поиска нужной анкеты. Временные затраты: от 1 до 2 дней. 5 этап (анализ, проектирование, составление ИОМов) становится новым процессом, который также можно улучшить, сократив потери, благодаря созданию индивидуальных образовательных маршрутов не на бумажных носителях, а в таблицах совместного доступа Googl, с возможностью редактирования документ всеми специалистами, участвующими в заполнении маршрута.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс изучения и внедрения бережливых технологий достаточно эффективный способ для реализации новых, эффективных форм работы и сотрудничества между специалистами ДОУ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместно-коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в речевой группе

Материал содержит информацию об основных направлениях совместной коррекционной  работы учителя-логопеда и воспитателя  в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возмо...

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».

совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...

Использование логоритмики в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоров...

Экспресс-диагностика в работе учителя-логопеда для выявления уровня речевого развития дошкольников.

В презентации даны рекомендации по проведению экспресс-обследования в ДОУ....