О развитии речи малыша
консультация по логопедии (младшая группа)

Киселькова Татьяна Сергеевна

консультация для родителей о ЗРР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_razvitii_rechi_malysha.docx96.24 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям

о развитии речи малыша

        Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Специалистов насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

        Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Рефлекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель.

Крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до 5 месяцев.

В три месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

У Матрёшиной сестрицы                          Петушок – в берете,

По деревне небылицы:                               Коза – в сарафане,

Ходит утка в юбке,                                   Заинька – в кафтане,

В тёплом полушубке,                                 А всех их пригоже

Курочка – в жилете,                                  Корова в рогоже.

 В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку,  стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется.

Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.  

Итак, к концу пятого месяца у ребенка преобладают гортанные звуки [К], [Г], [Х], потом начинают появляться звуки [П], [М], [Б], [Т], [Н].  Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. 

В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

http://www.vseodetyah.com/editorfiles/razvitie-rechi(1).jpg

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!»

В девять месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

 Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной.

Продолжайте петь малышу. При умывании и  купании пойте:

http://babyens.com.ua/foto/categories/jpeg%20(6).jpeg   

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

    Чтобы зубки блестели,

    Чтобы глазки горели,

    Чтоб смеялся роток,

     Чтоб кусался зубок.

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

                                    Расти, коса, до пояса,

                                    Не вырони ни волоса,

                                    Расти, косонька, до пят,

                                    Все волосоньки в ряд.

                                    Расти, коса, не путайся,

                                    Маму, дочка, слушайся.

          А для сына подойдет вот такая потешка:

                                    Расчешу сыночку

                                    Кудряшки-завиточки.

                                    Вот какие завитушки,

                                    Завитушки, словно стружки.

          При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

                                    Наварили каши

                                    Маленькой Дуняше.

                                    Вот так каша! Знатная

                                    И на вкус приятная!

        А для сына подойдет вот такая потешка:

                                    Кушай кашу, мой сыночек,

                                    Будешь крепким, как дубочек.

                                    Вот так каша! Знатная

                                    И на вкус приятная!

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно.

К двенадцати месяцам в речи нормально развивающегося ребенка присутствует 10–15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на ит.п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово пи будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му,  га-га, пи-пи.

Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишья, например, из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».  Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишья:

«Мяу! Мяу!» – Рыжий кот.                «Бе-бе-бе!» – Барашек черный.

Он у бабушки живет.                          Он веселый и проворный.

 «Гав! Гав! Гав!» – Лохматый пес.     «Ме! – кричит козел сердито,

Хвост кольцом и черный нос.              Опрокинуто корыто.

«И-го-го!» – Вот это конь!                «Му! Му! Му! – кричит корова,

Хвост и грива как огонь.                    Забодаю Катю с Вовой.

В 18 месяцев у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50–60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» –  «Спать!», «Гуять!» – «Гулять!» Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата,  недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки – цветочки, бибибиська – воробьишка и т.п.  

        К двум годам у малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить. Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.) Многие называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов.

        Уже в два с половиной года ребенок использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.)  Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

Что должно Вас насторожить…

http://cdn.govexec.com/media/img/upload/2015/09/03/shutterstock_94503277.jpgЕсли ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования.

К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сензитивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки.

Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников.

И, тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 1 - "Развитие речи малыша"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.консультация состояла из 4 частей....

Консультация для родителей:"Игры и упражнения для развития речи малышей"

Чтобы развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве помогают коррекционные игры, направленные на активизацию чувственного познания и речи....

Игровые технологии для развития речи малышей

Как детские игры влияют на развитие речи малышей...

Пальчиковые игры в развитие речи малышей.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Ведь именно благодаря руке че...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....