Учить стихи легко и просто.
консультация по логопедии (старшая группа)

Моргунова Светлана Анатольевна

Использование мнемотехники, помогает дошкольнику легко и просто запоминать стихи. Освоив эту методику, дети будут также успешно делат пересказы текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx919.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (часть 1)

 « Учить стихи легко и просто»

О том, что стихи учить детям надо понимает каждый взрослый. И как знакома нам ситуация, когда воспитатель вечером даёт родителю четыре строчки какого-то стихотворения и просит выучить. А если это стихотворение к празднику и ребёнок будет читать его перед всей группой и родителями? Значит его надо выучить хорошо и без запинок. И начинается процесс заучивания, долгий и мучительный и для родителей, и для ребёнка. Хорошо ещё, что ваш ребёнок спокойный быстро запоминает, и после повторов мамы сможет всё рассказать. Но эта ситуация редка. Чаще мы получаем другую. Сколько бы раз мама не повторяла, ребёнок забудет то одно слово, то другое. И этот длительный процесс заучивания переходит на крики и ругательства о том, что ничего он запомнить не может, и как он в школе учиться будет, если четыре строчки выучить не может. И какой результат: ребёнок вообще отказывается учить, слёзы, истерики и ругань родителей. А крик как известно защита слабого и родитель действительно в этой ситуации слаб перед ребёнком, потому что не знает как же легко и просто можно учить стихи. И об этом я хочу вам поведать.

Оказывается учить стихи не так уж сложно, а даже увлекательно. Конечно же вам потребуется время, потому что ваш малыш мал и читать ещё не умеет.

Существует много способов и методик заучивания стихов. Мне хочется предложить для заучивания стихотворений с детьми использование схематического изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок , одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту. И я предлагаю вам родители МНЕМОТЕХНИКУ.

К.Д. Ушинский говорил: « Учите ребёнка каким-нибудь пяти словам и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Мнемотехника( от греческого слова «мнемо»-память). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание , сохранение и воспроизведение информации. Что же даёт мнемотехника?

- возможность накапливать огромное количество информации.

- колосальную экономию времени при запоминании.

- возможность быстрого обучения.

- мощное развитие мышления и внимания.

Методика мнемотехники- это универсальный тренажёр работы со стихотворением. Создаём вместе с ребёнком мнемотаблицу. Суть в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка или символ, изображающая действие или предмет. Таким образом  всё стихотворение зарисовывается схематически. Овладение такой методикой при заучивании решает сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении текста. Использование опорных рисунков для  заучивания стихотворений увлекает детей, превращает процесс заучивания в игру.

С уважением, учитель-логопед Никитина А.Ю.

Консультация для родителей (часть 2)

 « Учить стихи легко и просто»

Уважаемые мамы и папы. Вот что я советую Вам сделать.

1)Прочитайте стихотворение выразительно. Ещё лучше если вы его знаете наизусть. Помните Ваша речь- образец для подражания, и она должна быть максимально эмоционально окрашена.

2)Обязательно объясните незнакомые слова и выражения, так , чтобы ребёнок их понял.

3)Прочитайте ещё раз не торопясь.

4)Расскажите об авторе.

5)Если есть возможность покажите иллюстрации к стихотворению, так у ребёнка появятся образы созданные автором.

6)Рисуем схематические картинки. Составляем мнемотаблицу.

7)А теперь заучивайте, используя подсказки-схемы.

Берём чистый лист, делим его на квадраты. В каждом таком квадрате и будет помещаться картинка-схема, которая будет характеризовать слова или строчку из стихотворения. Конечно ребёнок старшего возраста может рисовать сам, а маленькому нужно помогать.

Когда стихотворение будет выучено, предложите ребёнку сделать книгу стихов из мнемотаблиц. Время от времени можно рассматривать созданную книгу и рассказывать , выученные раннее стихи( заметьте и без участия взрослого). Это интересное занятие даёт ребёнку возможность видеть результат своей деятельности, тренировать память. К тому же он автор своей книги.Посмотрите что у Вас может получиться.

http://2.bp.blogspot.com/-myBnjwiblWI/Uy0tZ5MZtPI/AAAAAAAACrs/oBb0kd8zP6w/s1600/IMG_0001_NEW.jpg

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: ква-ква-ква.

http://2.bp.blogspot.com/-DzNHXnxVwDE/Uy0u4z79mtI/AAAAAAAACr0/SAdN96z6FMQ/s1600/IMG_0002_NEW.jpg

Весна

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

(Г. Ладонщиков)

http://1.bp.blogspot.com/-MNG_jayNHdM/Uy0vtkYY_3I/AAAAAAAACr8/HpZ4z8Bp6SY/s1600/IMG_0003_NEW.jpg

Я сосульку не сосу,

Я ее домой несу.

Стало ей от солнца жарко –

Мне ее ужасно жалко.

Пусть все лето, целый год

В холодильнике живет!

А. Горбунова

http://3.bp.blogspot.com/-0Rwl5OZTKwk/Uy0vwCqL6zI/AAAAAAAACsE/814qlvGKsm0/s1600/IMG_0004_NEW.jpg

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка

 Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - папочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

http://3.bp.blogspot.com/-6wKO9MqcT7Q/Uy0v1LcABFI/AAAAAAAACsM/7_-n9LAWkAk/s1600/IMG_0005_NEW.jpg

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

http://1.bp.blogspot.com/-0h8z84_D28Y/Uy0v2OVvi3I/AAAAAAAACsU/1xbsnwce5q8/s1600/IMG_NEW.jpg

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Мнемотехника многофункциональная. Это очень значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Вы только попробуйте сами и увидите результат. Это очень интересно и увлекательно.

 А это для Вас родители . Зарядка для ума( с использованием мнемоквадратов). Отгадайте крылатые выражения. Если Вам стало интересно, также играйте со своим ребёнком. Желаю удачи.

 С уважением, учитель-логопед Никитина А.Ю.



C:\Users\Владелец\Desktop\df8468499bfd.jpgC:\Users\Владелец\Desktop\17b1c3dea995.jpg

C:\Users\Владелец\Desktop\17b1c3dea995 - копия.jpgC:\Users\Владелец\Desktop\cb1c8086bfc9.jpgC:\Users\Владелец\Desktop\cb1c8086bfc9 - копия.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим буквы легко и просто! (консультация для родителей)

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"5928317","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Знакомя малыша с буквами, помните, что выучить буквы - это не...

буклет для родителей "Учить стихи - легко и просто!"

В буклете раскрываются различные способы запоминания текста для детей дошкольного возраста....

"Учить цвета легко и просто"

Консультация для родителей по закреплению основных цветов...

Мнемотаблицы стихов. Учим стихи легко и быстро

Разучиваем стихи с помощью мнемотаблиц...

Учить стихи – легко и просто!

Детям очень полезно учить стихи. Чтение стихов наизусть тренирует память, обогащает словарный запас, вырабатывает чувство ритма, учит разбираться в рифмах и правильно подбирать их....

Консультация для родителей "Учить цвета легко и просто"

Игра-вот самый действенный способ изучения цвета....

Буклет для родителей "Учить стихи легко и просто!"

Заучивание стихотворений очень важно для детского развития, так как способствует: формированию правильного произношения и воспитанию культуры речи; выработке более четкой дикции; тренировке памяти; ра...