Связная речь в театральной деятельности
консультация по логопедии

Связная речь в театральной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_v_teatralnoy_d-ti.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОДАЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, у дошкольников с ОНР 3 уровня через инсценировки сказок.

Связная (или монологическая или контекстная) речь являяется сложным речевым общением, это особый вид речемыслительной деятельности, имеющей более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. У данной группы детей присутствует фразовая речь, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Они проявляются в разных видах монологической речи-описании, пересказ, рассказы по серии картин. Имеются трудности в программирования содержания развернутых высказываний и их языковое оформление, нарушена связность и последовательность изложения, смысловые припуски, «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Остаются аграмматические элементы - неправильное употребление существительных, прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неверное согласование существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок  к возрастной норме, не сформирована связная речь. В работе по формированию связной речи можно условно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает в себя занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. В основном периоде проводится работа по составлению простых предложений по вопросам, действиям и по картинам, с последующим составлением рассказов и инсценировкой  сказок. Для инсценировки подбирается хорошо   знакомая, любимая детьми сказка. Дети ее пересказывают, импровизируют диалоги главных героев, разыгрывают ее. Для постановки спектакля подбираются игрушки, настольные театры, обсуждается возможность обыграть текст, принимается решение об окончательном варианте постановки. В ходе изучения текста обсуждаются декорации, все сценки обыгрываются поэтапно, заучивается текст дома и в группе. Для инсценировки  детей делят на две группы. Первая группа инсценирует второй  группе детей. Вторая группа в процессе просмотра выкладывает серию сюжетных картинок. Около главных героев кладутся символы для активизации внимания, лучшему запоминанию дальнейшего пересказа. Мы предлагаем свой  алгоритм работы над инсценировкой:

1.Выбор сказки логопедом, совместно с детьми.

2.Выразительное чтение сказки детям.

3.Пересказ сказки детьми  по вопросам логопеда.

4.Анализ сказки: разбор поведения героев и их поступков.

5. Распределение ролей с учетом речевых возможностей детей.

6. Отработка сложных слов: объяснение и их заучивание.

7.Разучивание слов детьми совместно воспитатели-родители.

8.Подбор подходящих кукол и декораций.

9.Подбор музыкального сопровождения с помощью музыкального работника.

10.Пробная         инсценировка.

11. Корректировка инсценировки по необходимости.

12.Итоговое выступление.

Алгоритм просмотра инсценировки:

1.Название сказки ее основные моменты.

2.Сюжетные картинки и напоминание их назначения.

3.Символы главных героев и их назначение.

4.Выкладывание  серии картин по ходу инсценировки.

5.Пересказ сказки детьми без наглядной опоры.

Предварительная работа: чтение сказки, ее анализ, выделение главных героев с подробным объяснением.

Так же в течении дня (в период подготовки) включаются различные упражнения и лексические игры.

1.Подбор сравнений, определений для характеристики предметов «На что это похоже» «Подбери словечко» «Догадайся, о ком (о чем) говорят» «Узнай о чем это», когда дети по слова-определениям педагога узнают объект.

2.Побор к слову подходящих слов-наименований действий и наоборот «Кому что нужно?» по текущим лексическим темам недели.

3.Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия «Скажи по-другому» «А как на оборот?» «Определи, о ком так можно сказать» с использованием соответствующих предметных картинок.

4.Упражнения на составление словосочетаний из двух данных слов.

Происходит нестандартное, интересное детям формирование связной речи. Спектакли, инсценировки показываются и просматриваются с удовольствием, активно используются куклы и декорации. После проведения коррекционной работы по инсценировке сказок отмечается положительная динамика в речи детей.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие речи посредством театральной деятельности".

Особое значение в дошкольном учреждении  нужно уделять  театрализованной  деятельности и  всем видам детского театра, потому что они помогают: сформировать правильную модель ...

Связная речь в театральной деятельности дошкольников

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

развитие связной речи посредством театрально-игровой деятельности

В настоящее время система образования в России переживает ряд изменений. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный ...

Консультация для педагогов по развитию связной речи сресдствами театральной деятельности

Рекомендации педагогам по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности....

"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"

Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит....