«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Садрева Лариса Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_naglyadnogo_modelirovaniya.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»

                                                               

                                                     Садрева Л.Н.- учитель-логопед МБДОУ                            

                                                                                №3 «Огонек» пгт. Камские Поляны        

                                                                               

На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе в условиях реализации ФГОС. Вместе с тем, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет.  Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.  Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.

При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде наглядных моделей, графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий.

Этот метод эффективен для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опираясь на наглядные модели, дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином.

Использование в работе метода наглядного моделирования, в виде мнемотехники и звуковых кукол, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее.

Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Динамичность проведения речевых игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре,  за стульчиками. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного метода работы.    

Использование  логопедических помощников  помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки. Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного моделирования, появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом.

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только   усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии».

                                                    Д.Б. Эльконин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ

  Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи  отрицательно сказывается ...

Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР

Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...

Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе.

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми логопедической группы »

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной системе по преодолению ОНР у старших дошкольников».

игры с использованием пиктограмм в коррекционной работе  учителя-логопеда в детском саду...

Использование метода наглядного моделирования в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков

Использование метода наглядного моделирования в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков...