Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
статья по коррекционной педагогике

Азанова Анастасия Алексеевна

*Копия печатного издания*

Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации"

Речевое развитие является ведущим критерием оценки деятельности ребенка. Количество детей с речевыми расстройствами постоянно растет, поэтому особенно актуальным остается вопрос коррекции речи. В статье рассматривается метод наглядного моделирования  как современная образовательная технологии при коррекции речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; лексико-грамматический строй речи; наглядное моделирование; дошкольники

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azanova_a.a_statya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371

Азанова Анастасия Алексеевна,

учитель-логопед ,

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»,

г. Шадринск, Россия

e-mail: anastasia.azanova2017@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Аннотация. Речевое развитие является ведущим критерием оценки деятельности ребенка. Количество детей с речевыми расстройствами постоянно растет, поэтому особенно актуальным остается вопрос коррекции речи. В статье рассматривается метод наглядного моделирования  как современная образовательная технологии при коррекции речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; лексико-грамматический строй речи; наглядное моделирование; дошкольники

Azanova Anastasia Alekseevna,

Speech Therapist Teacher,

Kindergarten No. 14 «Zvezdochka»,

Shadrinsk, Russia

THE METHOD OF VISUALIZATION IN THE SPEECH THERAPY

Abstract: The article reveals the possibilities of using the visualization method in speech correction for preschoolers. The relevance of the topic is due to the need to highlight the issues of formation, correction and development of childish speech.

Key words: speech disorder; the lexical and grammatical structure of speech; visualization method; preschoolers

В настоящее время существует противоречие между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. В этом случае приходится искать вспомогательные технологии, облегчающие процесс усвоения нового материала. Одной из таких технологий является метод наглядного моделирования [4].

Успешность коррекционной работы во многом основывается на использовании наглядности. Принцип наглядности – один из основополагающих принципов современной педагогики [1]. Именно наглядность позволяет сформировать у ребенка правильное представление о каком-либо понятии и закрепить его [2].

Наглядное моделирование представляет собой «воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним» [4]. Метод наглядного моделирования помогает ребенку получить зрительное представление о каком-либо понятии (звук, слово, предложение, текст) и научиться с ним работать. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, и тем более для детей с нарушениями развития (общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, ограниченными возможностями здоровья), в связи с тем, что мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, кроме того, наглядный материал усваивается лучше вербального [4]. Использование наглядного материала (схем, моделей, иллюстраций) позволяет активизировать зрительную, тактильную и ассоциативную память [3].

Научные исследования подтверждают, что наглядные средства обучения являются более доступными для детей дошкольного возраста, чтобы выделить, понять и обозначить те или иные языковые отношения (С. Леон Лоренсо, Л. М. Хализева и др.).

Использование метода наглядного моделирования в процессе обучения позволяет решать следующие задачи:

  1. привлечь, удержать внимание ребенка на занятии;
  2. ускоряет процесс запоминания и усвоения учебного материала;
  3. учит ребенка выделять главное, систематизировать полученные знания.

Метод наглядного моделирования широко применяется в логопедической практике. Например, в работе по развитию звукопроизношения мы используем модели артикуляционных упражнений, символы гласных и согласных звуков, в виде геометрических фигур и зрительного образа предмета, способного издавать соответствующий звук.

Наглядное моделирование позволяет детям освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Мы используем схемы слова для определения места звука в слове, пазлы-слоги для составления новых слов. В разработанной Н. С. Жуковой методике обучения чтению также использован метод наглядного моделирования при слиянии звуков в слоги.

Наиболее известными примерами наглядного моделирования в дошкольной педагогике являются предметные картинки и мнемотехника. Эти приемы особенно эффективно способствуют развитию лексико-грамматического строя речи, в частности:

  • для закрепления обобщающих и конкретных понятий;
  • для закрепления синонимов и антонимов;
  • для закрепления навыков употребления предлогов;
  • для отработки навыков согласования существительного с разными частями речи;
  • для развития навыков связной речи;
  • для словообразования и обогащения словарного запаса.

Таким образом, метод наглядного моделирования плодотворно влияет на процесс обучения, так как учит детей:

  1. обрабатывать информацию (анализировать, сравнивать, систематизировать), обдумывать свою деятельность, и как следствие, свое высказывание.
  2. формулировать суждения, делать умозаключения.

Суть метода наглядного моделирования сводится к воспроизведению символами, знаками или другими замещающими средствами каких-либо значимых характеристик определенного предмета или явления. Этот метод позволяет ребенку усвоить сложные для понимания термины («слог» – «слово»), понятия («высоко» – «низко»), грамматические отношения (предложно-падежные конструкции: «между красным и зеленым кубиком»).

Следует учитывать, что ребенку должны быть знакомы и понятны используемые символы и модели. В качестве таких символов могут выступать предметы и предметные картинки, схематические и силуэтные изображения для дошкольников, а также графики, схемы, таблицы и модели для детей более старшего возраста.

Эффективность применения данной технологии неоднократно доказана на практике. В конце коррекционного воздействия процент выполнения заданий логопедического обследования вырос до 83%. На начальном этапе работы успешность выполнения заданий составляла 44,4%.

Таким образом, метод наглядного моделирования особенно полезен для детей с ОВЗ в виду того, что с наглядной опорой им легче воспринимать информацию. Работа над совершенствованием процессов восприятия информации оказывает прямое влияние на развитие внимания, наблюдательности, мышления и, как следствие, речи. В свою очередь хорошо развития речь значительно облегчает усвоение школьной программы, делает адаптивный период в школе более легким.

Использование метода наглядного моделирования в педагогическом процессе не является инновационной технологией, но его применение в рамках развития речи представляется довольно перспективным и актуальным. Согласно Федеральной образовательной программе наглядное моделирование рассматривается как универсальное учебное действие, т. е. необходимым навыком для дальнейшего обучения [1], так как будучи коррекционно-развивающим методом, он воздействует не только на сам недостаток развития, но и на всю личность в целом.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . – М. : Просвещение, 2012.

2. Азанова, А. А. Метод наглядного моделирования как эффективное средство формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня / А. А. Азанова, О. В. Калинина // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Шадринск, 21 октября 2022 года. – Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 727-732.

3. Вагнер, К. Р. Моделирование как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи / К. Р. Вагнер // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2016. – № 1(29). – С. 101-106.

4. Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко // Образование и воспитание. – 2018. – № 1 (16). – С. 22-25. – URL : https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения : 02.02.2024). – Текст : электронный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда".

Презентация с авторскими разработками мнемотаблиц, которые я использую   в своей работе.Буклет  можно использовать  для консультаций  как с  родителями так и с  и педагог...

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе.

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе....

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Выступление "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Выступление на конкурсе "Современные образовательные технологии" Принцип наглядности является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативнос...