Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ильясова Дильбар Рамизовна

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ильясова Дильбар Рамизовна

учитель – логопед

МБДОУ Детский сад №15 «Березка»

город Октябрьский Республика Башкортостан

Сообщение из опыта работы на тему

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Свое сообщение хочу начать с вопроса, зачем учителю - логопеду знания по нейропсихологии?

Все специалисты ДОУ, логопеды, дефектологи согласятся, что дети, с которыми мы работаем, очень сложные. Обследования детей, которые проводят в ПМПК, как правило, не выявляют у них грубой патологии, в протоколах фиксируют вариант развития в пределах нормы либо ниже нормативных границ. Между тем, проблемы при освоении детьми образовательной программы носят серьезный характер, а результаты коррекционной работы оказываются не совсем достаточными. 

Наряду с тяжелыми речевыми нарушениями, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания,  снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. Они отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. 
Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). 

Кроме всего этого, у детей отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость.

        Есть такие дети, которые ведут себя у специалиста как дома. У них нет границ дозволенного, они могут открыть шкаф, убежать из кабинета, залезть под стол, обращается на «ты» и т.д.

Таких примеров масса в нашей практике. Увы, не всегда у нас достаточно знаний, чтобы вовремя скорректировать странности в поведении ребенка.

Скорректировать такое поведение, помогли бы консультации квалифицированного психолога и нейропсихолога! К сожалению, в нашем городе нет нейропсихолога, и нам необходимо самостоятельно развиваться в этой области.

Итак, чтобы помочь детям с тяжелой системной речевой патологией скорректировать имеющиеся нарушения, продуктивно применение нейропсихологических методов и приемов.                                                                        

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими методами и приёмами, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

В первую очередь, необходимо понимать, что данные методы и приемы не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Во вторых, все игры и упражнения должны проводиться в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.

Это игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия - кинезиологические упражнения двумя руками. В данных упражнениях необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.

Кинезиологические упражнения снимают напряжение кисти и плечевого пояса, усиливает межполушарное взаимодействие, активизируют работу мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

  • «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Заборчик-дорожка», «Блинчики» и т.д. Упражнения должны постепенно усложняться. Например, те же самые упражнения выполняем с хлопками, с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля), подключение движений глаз и языка к движениям рук, и т.д.

Есть такая замечательная игра  игра «Попробуй, повтори». Цель игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. 

Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Наши дети очень любят играть в кинезиологические таблицы для автоматизации и дифференциации звуков .

Цель: перед ребенком лежит таблица с картинками. Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо,

а под картинками со звуком Л – влево. Но если в слове есть и звук Р, и звук Л, то стрелочка направлена в обе стороны. С остальными звуками  упражнение проводится аналогично. Это хорошая профилактика акустической дисграфии. Также можно вместо хлопков по столу использовать массажные мячи, мешочки, звоночки и т.д.

Еще одна веселая игра на автоматизацию звуков «Путешествие»

Цель: ребенок выбирает маршрут, ставит свою фишку на поле, на картинку, указанную в маршруте. Далее передвигает фишку по полю в соответствии с указаниями стрелок, по пути четко называет картинки. Потом игру можно усложнить, ребенок двигается по полю без фишки, взглядом. Если ребенок будет легко справляться с этим упражнением, у него в будущем не будет проблем при списывании текста.

Следующее кинезиологическое  упражнение «Найди, назови и покажи»

Данную игру применяю для автоматизации звука в словах. Перед ребенком так же лежит игровое поле, разбитое на две части. В каждой части одинаковые картинки. Нужно найти одинаковые картинки, правильно назвать их  и одновременно показать или обвести двумя руками. Также можно использовать камушки марблс.

Наши дети любят тактильные игры, и одно из таких упражнений  «Волшебное перышко».

Цель: Ребенок кладет ладони на стол, перед ним лежат два  мешочка. У меня их много и разными наполнителями, но для данного упражнения, я использую мешочки набитые холлофайбером.  Во- первых, они очень приятные на ощупь, во- вторых сжимая эти мешочки ребенок может сжать кулачок полностью, а это именно то, что нам надо.  Дотрагиваюсь пером до тыльной стороны ладони в определенной последовательности. Ребенок должен запомнить прикосновения и сжимать мешочки в кулачках, в такой же последовательности, при этом четко называет слоги на автоматизируемые звуки.

Сначала играем без речевого сопровождения, затем усложняем, т.е., ребенок делает определенные действия, проговаривая слоги или слова с автоматизируемым звуком. Потом можем выполнять с закрытыми глазами. Также, это игра хороша для дифференциации звуков.

Мы все специалисты ДОУ очень много внимания уделяем развитию фонематического слуха. Игр на развитие слуха  превеликое множество. Вот один из вариантов игры, которую использую в своей работе.

Игра «Ходилки» синие и зеленые следы для автоматизации и определения твердоси, мягкости согласных звуков, цветные следы для дифференциации звуков. Упражнение «Найди нужные следы». Цель:  я называю слова с твердым и мягкими звуками, ребенок должен  встать на следы нужного цвета, и объяснить, почему встал на тот  или иной след.   Удерживать равновесие, менять положение стоп, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций.

Также данное пособие использую  для отработки, слоговой структуры слов, автоматизации, дифференциации.  Следы легко можно поменять, также рядом с ними можно ставить картинки и т.д. Вариантов игр множество.

Следующий метод, который позволяет не только автоматизировать звуки, но и понять свое тело и пространство вокруг. Игра называется «Проприорецепция». Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду.

 Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух. Обожаемое упражнение детей, прыгать на нейроскакалке.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног.
Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. Нейропсихологи рекомендуют эту скакалку для развития у детей тренировке равновесия, координации движения и вестибулярного аппарата.

Также у меня есть  доска Бильгоу, использую ее я по- разному.  Использую межполушарные доски. Много пособий и межполушарных тетрадей на рисование двумя руками, зеркальное рисование и т.д.

Таким образом, сделала вывод, использование нейропсихологических методов и приемов  помогают специалистам не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия для ребенка значительно интереснее, повысив тем самым результативность работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе с детми , страдающими дисграфией

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении ...

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....

"Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе логопеда"

   Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом то...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...

проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»

На сегодняшний день  остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой сис...