Консультация для воспитателей на тему: "Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Николаиди Виктория Олеговна

Представлены варианты применения нейропсихолгических игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе педагога детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx169.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов Использование нейропсихологических игр и приемов

в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и

«травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».

У данной категории детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью есть речевые нарушения.

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.

Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется. И нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Почему именно нейропсихология?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребѐнка через движение.

Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать

без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неѐ, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

Чтобы его обеспечить, достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в ДОО и в повседневной жизни вообще.

Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребѐнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

Упражнения следует выполнять по утрам перед любым обучающими мероприятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп. Кроме того, для достижения положительного результата важна последовательность выполнения применяемых упражнений. Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития. Комплекс приобретает большую эффективность, если воспитатель или родители владеют им в полном объеме сами. Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «левоправо», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений.

Игра «Дутибоп»

Цель: Повышение тонуса мозговой деятельности

Инструкция: Ребѐнок и взрослый сидят или лежат на полу друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Роль шарика может выполнять скомканный листочек бумаги или ваты. Шарик кладѐтся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника.

Другой вариант этой игры — «Рекорды», когда ребѐнок соревнуется сам с собой. Ребѐнок дует на шарик, стараясь с каждым разом продвинуть его как можно дальше. Результат каждой попытки отмечается, например, карандашом. Дополнительно можно попросить ребѐнка чередовать вдохи: первый раз — вдох носом, выдох ртом, второй раз —вдох ртом и выдох ртом.

Игра «Цветные карточки»

Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться

Инструкция: У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребѐнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: Жѐлтая — шаг вперѐд, зелѐная —шаг назад, синяя — влево, красная — вправо. Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.

Игра "Речка-берег"

Цель: игра позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций, внимания и речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком.

Возраст: 5 – 7 лет

Оборудование: веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Ход игры: Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны, "течет" река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

Вариант 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка!

Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением.

Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Игра ««Повтори»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Возраст: от 5 лет.

Ход        игры:        Попросите        ребенка        совершить        одновременно        одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.

Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.

Упражнение «Замочек» - сложные перекрестные непривычные движения, требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий (рис.).

Возраст: от 5 лет

Ход упражнения: Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги. Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.

Упражнение «Рисование знака бесконечности»

Возраст: от 5 лет

Ход упражнения: Рисование знака бесконечности в воздухе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую - правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе. Точка перекреста линий находится на уровне средней линии тела. В точке перекреста направление движения вверх, по бокам - вниз.

При этом упражнении синхронизируются двусторонние гетеролатеральные импульсы от глаз, рук и всего тела.

Игра «Остановись» Цель: развитие внимания Возраст: 4-7 лет

Ход игры: Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся)

«Игры с мячом».

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.

Материал: мячи малого размера.

Методика проведения: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Игра «Поиск клада»

Цель: игра направлена на освоение пространства с опорой на схему собственного тела. Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля за своим поведением.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенку предлагается выполнять роль «робота». Ему даются инструкции, следуя которым, он должен передвигаться по помещению. Необходимо использовать как можно больше слов, обозначающих пространственные характеристики среды: вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, перед, за, выше, ниже, на, под, справа от, слева от, между, внутри, сзади и т.д.

Инструкция: «Давай поиграем так: сейчас ты будешь роботом на дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй каждое указание. Если нигде не ошибешься, то найдешь клад (приз для ребенка - игрушка, конфетка или что-то еще, что нравится ребенку, - должен быть спрятан заранее). Итак, внимание! Три шага вперед, повернись направо, два шага влево, прыжок назад, повернись налево, пять шагов вперед, повернись спиной к окну и сделай вправо четыре шага, встань так, чтобы оказаться ближе к стулу, но

дальше от стола, подними правую руку, повернись кругом, присядь. Загляни под книгу. Что ты нашел?!»

Когда у ребенка станет все получаться, можно усложнить игру инструкцией

«наоборот»: «Давай теперь представим, что ты «сломанный робот» и все делаешь наоборот. Если я скажу «вправо», иди налево, скажу «вперед» - иди назад. Договорились?»

Теперь, чтобы правильно выполнить инструкцию, ребенку необходимо мысленно перевернуть услышанное направление.

Чтобы сделать игру еще сложнее, можно придумать условный сигнал (например, хлопок в ладоши или звонок в колокольчик), по которому ребенок будет превращаться то в исправного робота, то снова в сломанного. Это условие дополнительно поможет ребенку развить способность к переключению, контроль и внимание.

«Веселая зарядка»

Цель: благодаря этому заданию ребенок закрепит представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно- гностическое и наоборот, что будет очень полезно для развития пространственных представлений в целом.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: листы бумаги; ручки или карандаши.

Процедура проведения: педагог рисует вместе с ребенком на отдельных листах бумаги схематичное изображение трех-пяти человечков в разных позах.

Затем ребенок становится напротив педагога, и педагог показывает ему получившиеся рисунки (карточки) в произвольном порядке. Ребенок должен быстро принять нарисованную позу, мысленно перевернув ее в пространстве.

Можно показывать карточки друг другу по очереди, дав ребенку задание проверять, правильно ли получается у педагога; это поможет развитию не только пространственных представлений, но и функций контроля.

При проведении этой игры в группе тот, кто быстрее и правильнее принял заданную позу, получает одно очко. Когда «зарядка» закончится, подсчитываются полученные очки и определяется победитель.

Игра «Робот»

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания

Материал: не требуется.

Методика преподавания: Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо. После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.

Игра «Непослушный робот»

Цель: изобразить непослушного робота, который выполняет все движения с точностью наоборот. Развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления и умение соблюдать правила.

Методика проведения: 1. Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперѐд», ты сделаешь шаг назад. Если я скажу

«большой шаг», ты делаешь «маленький» и т.п.

1. Как только ребѐнок хорошо освоит это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды.

Игры с мячом

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание

Материал: мячик.

Методика преподавания: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку. Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Игра «Пальчики-мышки»

Цель: снятие импульсивности, развитие самоконтроля.

Материал: не требуется

Ход: Упражнение рассчитано на детей дошкольного возраста. Оно хорошо как небольшой перерыв, либо когда ребѐнка нужно переключить с одной деятельности на другую. Играть можно как за столом, так и на полу. Взрослый и ребѐнок договариваются между собой, кто будет «мышкой», а кто — «кошкой». Руки «мышки» гуляют по столу, а «кошка» должна своими ладошками быстро поймать их. «Мышка» старается вовремя отдѐрнуть руки. Затем участники меняются ролями.

Игра «Сладкая парочка»

Цель: развитие координации движений, последовательность действий, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-7 лет

Ход игры: На полу рисуются мелом или наклеиваются, друг напротив друга, дорожки разного конфигурации. Дети разбиваются на пары, встают друг напротив друга и взявшись за руки идут каждый по своей дорожке. Цель, пройти свою

дорожку не расцепляя рук.

Игра «Веселые мячики»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По команде взрослого дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.

Игра «Горка»

Цель: развитие моторной координации, быстроты реакции, снятие психологического напряжения.

Возраст: 3-7лет

Материал: доска из любого материала, шарики, плоские фишки, бумажный стаканчик.

Ход игры: Взрослый ставит доску под наклоном, сверху спускает шарики или фишки. Ребенок должен поймать шарики в стаканчик. Усложнение: доска поднимается выше и выше, увеличивается скорость.

Игра «Передай обруч»

Цель: развитие координации движений, последовательность действий, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети стоят в кругу взявшись за руки. Обруч надет на руки. Нужно пролезть в обруч так, чтобы обруч оказался с другой стороны не расцепляя рук. Можно включить музыкальное сопровождение.

Игра «На зарядку становись!»

Цель: формирование соматотопических представлений и их вербальных обозначений, а также развитие моторики.

Материал: не требуется.

Методика проведения: взрослый называет ребенку последовательность движений, которые он должен совершать. Например: «Выстави правую ногу вперед. Теперь подними вверх левую руку» и т.д. В предлагаемых вариантах приведено описание одной серии движений. Педагог сможет затем по аналогии придумать другие.

Варианты упражнения:

  1. педагог называет последовательность движений, затем ребенок должен ее выполнить;
  2. педагог показывает серию движений, затем ребенок проговаривает вслух, какие движения были сделаны, соблюдая их последовательность.

В  данной  игре  полезно  меняться  ролями,  чтобы  у  ребенка  была

возможность дать задание педагогу и проверить правильность его выполнения. Но не надо спешить отдавать ребенку руководящую роль, так как он сначала должен научиться выполнять предложенные задания, чтобы потом по аналогии придумывать свои.

Инструкция: «Сейчас я буду говорить тебе, какие все более сложные движения ты будешь делать. Ты внимательно слушай, а потом каждое выполни точно так, как я тебе скажу.

  • Коснись правой рукой своего носа.
  • Прыгни на двух ногах вправо.
  • Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед.
  • Вытяни вперед левую руку, а правую подними вверх.
  • Коснись правой рукой своего левого уха.
  • Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.
  • Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до своей правой брови.
  • Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки, а большим пальцем правой руки - до левой коленки».

Игра «Класс – заяц»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.

Материал: не требуется.

Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой –

«зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Нейропсихологические игры с мячом

  1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит:

«Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.

  1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
  • кидает его и сразу ловит;
  • кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
  1. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты

– только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

  1. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
  2. Ребенок  и  взрослый  кидают  друг  другу  и  ловят  двумя  руками

теннисный мяч.

  1. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисный мячи.
  2. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
  3. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
  4. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
  5. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
  6. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
  7. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
  8. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
  9. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
  10. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытаются сбить их мячиком (большим, средним, теннисным). Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
  11. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
  12. Ребенок бросает о стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
  13. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее

Игра «Колено – локоть»

Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно- обусловленный уровень мышления.

Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, ладони прижать; пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый        пальчик        нужно        взять        и        покрепче        обнимать        (каждый        палец зажимаем в кулачке)

Нас встречают кот и кошка - хлопаем в ладоши. Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу.

Прыг-прыг - кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу. Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу. Мы немножко погостим - руки «здороваются».

И обратно побежим - пальцы «бегут» по коленям или по столу. Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу .

Прыг-прыг- кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу. Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Название игры: «Крутые виражи»

Внимание: у любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с лечащим врачом.

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: оптимизация уровня нейродинамических показателей.

Материал: мячик для настольного тенниса и небольшие предметы, которые можно расставить на столе.

Методика преподавания:Сделайте на столе разветвленные дорожки с помощью подручных средств (карандашей, счетных палочек, кубиков, фломастеров, веревочек и т.п). Задача ребенка – дуя на мячик, переместить его с одного конца стола на другой так, чтобы он смог пройти все виражи и повороты. Можно засекать секундомером время от старта до финиша и отмечать лучшие достижения.

Инструкция ребенку: «Представь, что стол – это трасса, на которой проходят гонки. Твоя задача – провести свою машину (мячик) по этой трассе к финишу».

Название игры: «Ныряльщики»

Внимание: у любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с лечащим врачом.

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: оптимизация уровня нейродинамических показателей.

Материал: мячик для настольного тенниса и небольшие предметы, которые можно расставить на столе.

Методика преподавания:

Игроки делают глубокий вдох и вслух начинают считать метры на выдохе. Важно, чтобы счет велся одновременно. Выигрывает тот, кто сможет дольше просчитать на одном выдохе. Если ребенок негативно относится к элементам соревнования с соперником, предложите ему устроить соревнование с самим собой, т.е. превзойти свой собственный рекорд, увеличив результат. Следите за тем, чтобы ребенок не делал дополнительного вдоха во время счета. Задача – растянуть выдох как можно дольше.

Инструкция ребенку: «Представь, что мы будем с тобой нырять без акваланга. Сначала ныряльщики набирают как можно больше воздуха, а затем погружаются под воду, стараясь опуститься как можно глубже. Мы устроим соревнование. Кто сможет глубже опуститься под воду? Для этого наберем много – много воздуха и

начнем считать на выдохе: 1 метр, 2 метра, 3 метра… Считать надо до тех пор, пока хватит воздуха, ведь под водой нельзя сделать еще один вдох. Кто больше

метров сможет просчитать на одном выдохе, тот умеет погружаться на большую глубину. Начнем? Делаем глубокий вдох и ныряем».

«Броуновское движение».

Цель: развитие умения распределять внимание.

Это упражнение для группы детей. Их ставят кругом, а внутрь вкатывают один за другим теннисные мячи, которые не должны выкатиться за пределы круга. При этом дети могут касаться их ногой или рукой. Количество мячей увеличивается. Смысл игры заключается в том, чтобы в круге собралось максимальное количество мячей.

Рекомендуемая литература:

  1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007.—474 с.
  2. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с.43-50
  3. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИС- пресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
  4. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. : ил.
  5. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.: или. - (Культура здоровья с детства).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"

Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сл...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....

Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность использования нейроигр в педагогике. Рекомендации по использованию нейроигр. Картотека игр....

Выступление на педагогическом совете ДОУ на тему: «Использование образовательного модуля мультстудия «Я творю мир» в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации STEAM образование»

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65% современных детей ...