проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»
проект по логопедии (старшая группа)

Дроздова Ирина Викторовна

На сегодняшний день  остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.

По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой системы разработанной в учении  А.Н . Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_neyro_igry_-_ira.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 7  «Ромашка»

Программа профессионального саморазвития

Тема

«Нейропсихологические методы  и приемы

в  практической работе учителя - логопеда»

 На 2023– 2024 уч. года

                                                Выполнила  

Учитель –логопед

Дроздова Ирина Викторовна

Должность:  учитель - логопед

Квалификационная категория: первая

Стаж педагогической работы: 33 года

Возраст детей: 4 - 6лет

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Актуальность
  • Ожидаемые результаты
  • Цель работы
  • Задачи
  • Формы работы
  • Форма отчётности
  • Этапы работы
  • Источники саморазвития
  • План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
  • Приложения

          Конспекты НОД

          Консультации

         Фрагменты взаимодействия с родителями

        Фотоматериал (РППС группы для развития речи)

Дата начала работы над темой  1 сентября 2022г.

Предполагаемая дата окончания работы   30 мая 2024 г

Пояснительная записка

На сегодняшний день  остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.

По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой системы разработанной в учении  А.Н . Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой

Актуальность

Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

. Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • желание улучшить образовательный процесс;
  • повышение эффективности логопедических занятий.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме.
  2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  3. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  4. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  5. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  6. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  7. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
  8. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
  9. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

                               

Формы работы:

- совместная деятельность учителя - логопеда с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Форма отчётности:

 Консультации для педагогов по теме

Консультации для родителей по теме

 Анкетирование родителей по теме

Картотеки по теме:

«  Кинеозологические  сказки»;

 «Нейропсихологических игры и упражнения.

Выставка работ детей и педагогов по теме

Источники саморазвития:

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

интернет-ресурсы и медиа-информация;

семинары – практикумы, конференции;

дистанционные курсы повышения квалификации.

Этапы работы

этапы  реализации

виды деятельности

I  этап информационный

Цель:

планирование работы по теме самообразования

Подбор и изучение психолого – педагогической

и методической литературы ,   интернет ресурсов ,

передового педагогического опыта

Изучение инновационных нейропсихологических технологий

II этап практический

Цель:

практическое применение знаний, умений, навыков

Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития.

Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.

Составление перспективного плана занятий с детьми с учётом современных нейропсихологических технологий.

Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.

Реконструкция предметно развивающей среды

Обновление мини сайта  по теме

III этап

Заключительный

Цель: подведение итогов работы

Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования

Обобщение и трансляция опыта

(демонстрация  опыта в форме открытого занятия

с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.)

Выступление в рамках заседания РМО

«Нейропсихологические методы  и приемы

в в практической работе учителя-логопеда»

Оформление результатов работы по теме самообразования

(анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе)

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

2022 -2024 г.

Название

Содержание работы

Сроки реализации

Практический выход (результат)

Методический блок

Вебинар на платформе

октябрь 2022г.

Сертификат от  

Организация активной коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований

ноябрь 2022г.

Создание активной коррекционно-развивающей среды за счёт приобретения кинезиологического оборудования: межполушарные доски, «умные мячики»,  мешочки с песком, , полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная

Прохождение онлайн-курса

«Нейропсихоло-гический подход в организации коррекционной работы педагога»

январь2023

Сертификат (36 часов)

Составление перспективного плана по внедрению кинезиологических упражнений.

2023 -2024

Создание картотеки: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»

Работа с детьми

Нейропсихологическая диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития.

2022 -2023

Анализ показателей уровня развития детей

Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии

2023-2024

Конспекты занятий с применением современных технологий

Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения

Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти

Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений

Работа с родителями

Проведение родительских собраний

(1 полугодие и 2 полугодие)

2022 -2023.

Тема собрания:

«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Тема собрания:

«Образовательная кинезиология»

Разработка памяток и буклетов для родителей

2022 -2024

Картотека дыхательных упражнений

Папки передвижки :

«Нейропсихологические игры – это просто и весело»

«Нейропсихологические игры в повседневной жизни»

Оформление информационного материала в уголке учителя -логопеда

2022 -2024

Консультация:

 «Двуручное письмо»

Консультация:  

«Что такое нейропсихологические игры?»

Консультация:

 Кинезиологические упражнения с детьми дома»

Консультация:

«Польза нейропсихологический упражнений с детьми дома»

Консультация :

«Дыхательная гимнастика»

Консультация

«Учимся расслабляться»

 

Консультация:

«Как связаны наши глазки, язычек и мозг»

Провести мастер класс для родителей:

«Зарядка для ума и тела»

май 2023

«Зарядка для ума и тела как инновационная технология в логопедической работе»

Работа с педагогами

Проведение мастер класса,

консультаций

Показ презентации

Семинар–практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста»

2023 -2024

2023

Консультации :

«Что такое нейроигры?»

«Кинезиологическая гимнастика»

«Современные методы  воздействия на психические процессы»

«Биоэнергопластика»

Презентация :

«Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя – логопеда»

Календарно –тематическое планирование работы с детьми  с учетом современных нейропсихологических технологий 

На 2022 -2023г.

на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

 

Месяц

Содержание работы с детьми

Оборудование

Октябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

- Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

-Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34

Изготовление пособия «Нейрокарточ-

ки»

Ноябрь

 

Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Декабрь

 

Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

- Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия «Жесты»

январь

Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 7,8, с.69-88).

Изготовление пособия «Змейки».

февраль

Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 9,10, с.89-106).

Изготовление пособия «Нейротаблич-

ки» (говорим-

дышим-показы-

ваем)

март

Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой

сидя.

- Растяжки:  «Флажки», «Локоток-1»

Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 11,12, с.106-

122).

Изготовление пособия «Мнемокарточ-

ки с нейроритма-

ми»

апрель

Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

- Растяжки:  «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака».

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 13,14,15,  с.122-146).

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Источники информации:

  1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
  5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
  6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
  7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
  9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
  10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
  11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда

Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Учение с увлечением. Нейропсихологические приёмы в работе учителя-логопеда

Практикум для  "Учение с увлечением" направлен на ознакомление родителей воспитанников подготовительных групп с такими науками как кинезиология и нейропсихология, а также с практическим...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...

Педагогическая находка «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»

Использование нейропсихологических приемов как  средство решения коррекционно-развивающих задач....

Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда"

Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда" предназначена для учителей-логопедов , студентов, воспитателей ....