Консультация для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Прокофьева Елена Валентиновна

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

    В логопедической группе помимо коррекции звукопроизношения, формирования лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, слоговой структуры, связной речи, проводится работа по обучению детей старше – подготовительного возраста с общим недоразвитием речи элементам грамоты.

     Коррекционные занятия имеют следующие цели:

     - сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

     - сформировать первоначальные навыки овладения детей чтением и письмом.

     Обучение грамоте проводят на материале правильно произносимых звуков, отработанных в произношении. В системе занятий предусмотрено определенное соответствие  между изучаемыми звуками, формами звукоречевого анализа и обучением чтению и письму.

     По звуковому анализу логопед проводит специальную работу: при помощи паралингвистических средств в слове выделяется каждый звук. Например, длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывчатых звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схему звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняют фишками, кружками и т.д. – заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины «звук», «слог», «слово», «предложение», дифференцируют звуки по признакам твердости, мягкости, звонкости, глухости. Детей знакомят с гласными и согласными буквами.

     Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и синтеза слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

     Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляют ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями – в выходные дни.

     Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги вписываются детьми в схему слова.

     Упражнения в составлении схем слова сначала включают в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в  самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

     Большое внимание уделяют упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Постепенно расширяют объем изучаемых звуков и букв. Усложняют анализ и синтез слов, включают односложные слова со стечением согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (кошка), в начале слова (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.

     Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатанных  карточках, читать слоги, составлять из этих слогов слова, слитно читать, объясняя смысл прочитанного.

     Систематически проводят упражнения по преобразованию слогов в слово; ла-шко – школа.

     К концу обучения детей учат членить предложения на слова, определяя количество и порядок слов в предложении типа : Дима спит. Аня купает куклу. Состав предложений усложняют постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...