Предупреждение ошибок письма у детей старшего дошкольного возраста с учетом механизмов нарушения
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ходзицкая Галина Владимировна

Аннотация: В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы и методы исследования из различных источниках литературы по профилактике, выявлению и преодолению нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Дошкольники, дисграфия, механизм нарушений, обзор, подходы и методы, профилактика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция №3.Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (специальность 13.00.03)

Предупреждение ошибок письма у детей старшего дошкольного возраста с учетом механизмов нарушения

Г. В. Ходзицкая

Новосибирский государственный педагогический университет
г. Новосибирск

Аннотация: В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы и методы исследования из различных источниках литературыпо профилактике, выявлению и преодолению нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Дошкольники, дисграфия, механизм нарушений, обзор, подходы и методы, профилактика.

С каждым годом увеличивается число детей, младшего школьного возраста с нарушением чтения и письма. И это на сегодняшний день одна из актуальных тем.

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито внимание мышление, восприятие,продуктивность запоминания,наглядно-образное мышление, анализ и синтез речи, речевой слух. Также ребенок должен обладать достаточно развитой общей и мелкой моторикой рук. Все эти процессы формируются в старшем дошкольном возрасте.Письменная речь,в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть, ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.Исходя из этого, можно сказать, что письменная речь, в частности письмо – это высшая форма речи. Она функционирует в отсутствии собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью, чем внутренняя и устнаяречь.

Известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного периода хорошо усваивают словарный запас, грамматический строй речи, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.

Поэтому в старшей и подготовительной к школе группе важно на занятиях обязательно включают упражнения по профилактике дисграфии и дислексии, что значительным образом облегчает обучение ребенка навыкам чтения и письма в школе.В наше время данной проблемой занимаются такие науки как: психология; нейропсихология; психолингвистика; логопедия; медицина.

 В связи с этим существуют различные методы и подходы к одной и той же проблеме. Что определяет значимость профилактики дисграфии уже в дошкольном возрасте.

В последние годы исследования в логопедии направлены в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии детей и раннего начала комплексной коррекционной работы с ними.Что дает возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет для их коррекции.

Теоретической базой для изучения данной проблемы являются работы следующих авторов: М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Л. Г. Парамонова, А. В. Ястребова, И. Н. Садовникова. У каждого автора свой взгляд на данную проблему. Данное нарушение изучается специалистами разных областей:учителями;логопедами; врачами; нейропсихологами.

В ранних работах М. Е. Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой. В более поздних работах М. Е. Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

Разработана классификация дисграфии М. Е. Хватцевым[4]. С позиции психофизиологического анализа механизмов нарушения письма, ученый рассматривал не только психофизиологические механизмы нарушения, но и расстройства речевой функции и языковых операций письма. Он связал дисграфию с недостаточностью языкового развития детей и выделил пять видов дисграфии, два из которых на почве расстройств устной речи и оптическая, которая присутствует в современной классификации.

Р. Е. Левина [1]считает, что недостатки произношения отражаются на письме, когда нарушена слуховая дифференциация, а также несформированность фонетических представлений.

Но подробнее всего этот вопрос изложен А. Н. Корневым. Он рассматривал дисграфию с позиции клинико-психологического подхода. Его исследования позволили выявить неравномерность психического развития у детей с нарушениями письменной печи, определить то, что разные виды дисграфии сопровождаются у детей различными по степени выраженности и сочетаниями нервно-психической деятельности. Автор выделил дисграфию, обусловленнуюнарушением языкового анализа и синтеза, дисфонологические дисграфии и диспраксическую.

Л. Г. Парамонова[2]говорит относительно дошкольников о комплексном нарушении формирования всех составляющих речевой системы.

У этих детей нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, фонетические процессы, языковой анализ и синтез; страдает связная речь, лексико-грамматический строй речи, память, внимание, мышление, моторные функции. Ввиду всего этого не сформированы неречевые и речевые условия для овладения письмом. И как следствие – плохая успеваемость учащихся по русскому языку. Поэтому, говоря о профилактике дислексии и дисграфии, нужно говорить одновременно о профилактике речевых нарушений.

Как указывает Л. Г. Парамонова [2],предпосылки дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития.Это нарушение затрагивает высшие психические функции: память, внимание, что влечет за собой недостаточную сформированность данных функций, а так же влияет на развитие сенсомоторных и интеллектуальных функций. Это может рассматриваться как нарушение, обусловленное анатомическим или функциональным недоразвитием высокоорганизованнойструктуры головного мозга. Вработе она рассматривает предпосылки каждого из основных видов дисграфий. Также описывает конкретные способы их профилактики, выявления и преодоления.

Многие авторы отмечают, что у детей с дисграфией отмечаются как специфические дисграфические ошибки, так и характерные для всех детей, у которых еще недостаточно сформировались навыки правильного письма[4].

А. В. Ястребова[5] отмечает, что нарушение письменной речи часто возникает не только на фоне недостаточности церебральных функций, но и сопровождаются когнитивными, неврозоподобными и психоорганическими нарушениями.

И. Н. Садовникова [3] выделяет ошибки, характеризующие эволюционную дисграфию, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму: 1) отсутствие обозначения границ предложений; 2) слитное написание слов; 3) нетвердое знание(забывание) букв, особенно прописных; 4) нехарактерные смешения; 5) зеркальная обращенность букв. И. Н. Садовникова обращает внимание на то, что наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если они единичны и нестойки.На основании оценки ошибок И. Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта [3].

Существует много научных мнений относительно происхождения дисграфии, что говорит о важности и сложности данной проблемы. Изучение этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного обучения вызвавшие расстройство факторы заслоняются новыми, более серьезными вновь возникшими проблемами.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по ряду признаков можно предвидеть заранее,у кого проявится дисграфия и начинать раннюю коррекцию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Левина, Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. /Р. Е. Левина – М.: Наука, 2004. – 234 с
  2. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 240с.
  3. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников . – М.: Просвещение, 1995. – 267 с.
  4. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия  /М. Е. Хватцев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 655 с
  5. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...