Дидактическое пособие "Такие разные слова"
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Е рошенко Наталья Юрьевна

Знакомясь с миром «Русского языка», ребенок узнает, что в речи бывают разные слова, и они состоят из разных звуков, и из них можно составить разные предложения.  А самое интересно и с словами, и с звуками, и с предложениями можно придумать множество интересных игр. Сделать процесс речевого развития ребенка интересным и увлекательным нам помогает дидактическое пособие «Такие разные слова».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Такие разные слова»

        Знакомясь с миром «Русского языка» ребенок узнает, что в речи бывают разные слова, и они состоят из разных звуков, и из них можно составить разные предложения.  А самое интересно и с словами, и с звуками, и с предложениями можно придумать множество интересных игр. Сделать процесс речевого развития ребенка интересным и увлекательным нам помогает дидактическое пособие «Такие разные слова».

Задачи:

  1. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки л, ль, р, рь.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Закрепить навыки звукового анализа.
  4. Уточнить и расширить словарь.
  5. Развивать грамматический строй речи.
  6. Развивать память, внимание и логическое мышление, ориентировку в пространстве детей.
  7. Развивать мелкую моторику рук.
  8. Воспитывать интерес к изучению русской речи.

Дидактические материалы:

В папке скреплены картонные листы с синими и зелеными страницами на которых есть обозначения сонорных звуков ([р], [р,], [л], [л,]), на каждой странице по три кармана для предметных картинок C:\Users\Наташа\Компьютер\Desktop\Такие разные слова\Рисунок 1.JPG. Предметные картинки со звуками [р], [р,], [л], [л,] в начале, середине и конце слова. На карманах расположены схемы, обозначающие расположение заданного звука в начале, в конце и в середине слова. На первой странице находятся кармашки для демонстрации предметных картинок. На второй странице расположен демонстрационный карман для одной картинки, кармашки для подсчета слогов, звуков и звукового анализа слова, кармашки с цифрами, фишками красного синего и зеленого цвета и кармашки для составления схемы словаE:\Наташа\комб.группа\ГМО воспитателей комбинированных групп\Ярмака по созданию РППС комбинированной группы\Такие разные слова\image-0-02-05-4dd080f96bc2b4d0b118ce6ba05fd8ae69ee3af7cd71061944f77697cd7943e5-V (1).jpg. На последних страницах расположены кармашки для картинок, кармашек для лент, пуговицы.       E:\Наташа\комб.группа\ГМО воспитателей комбинированных групп\Ярмака по созданию РППС комбинированной группы\Такие разные слова\image-0-02-05-c29085f04f2083289e931150ef6710421275ae1ae4448bc85e0040bbe50eb69e-V.jpg

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку набор предметных картинок и просит назвать их правильно проговаривая заданный звук. Затем предлог предлагает поиграть с этими картинками в разные игры (в зависимости от коррекционной задачи или желания ребенка). Ребенок использует предметные картинки в соответствии с игровыми задачами. 

«Назови слово» - назвать заданные картинки;

«Найди домик слова» - определить положение заданного звука в слове и расставить картинки в нужные кармашки опираясь на схемы;

«Что можно рассказать об этом слове» - сосчитать количество слогов и звуков в заданном слове;

«Наведи порядок» - определить положение заданного звука в слове и расставить картинки в нужные кармашки опираясь на схемы; E:\Наташа\комб.группа\ГМО воспитателей комбинированных групп\Ярмака по созданию РППС комбинированной группы\Такие разные слова\image-0-02-05-d09bf523c4f8ca4d22f2ce7fe4ff7d152758f203562cf246bb3b691fc8cf396f-V.jpg

«Подбери слово к заданной схеме» - составить схему слова, подобрать слова к заданной схеме;

«Магазин» - найти предметы, которые можно купить на определенное количество монет соответствующим количеству звуков или слогов в слове; E:\Наташа\комб.группа\ГМО воспитателей комбинированных групп\Ярмака по созданию РППС комбинированной группы\Такие разные слова\image-0-02-05-a148d6ba13b8a335b58d8f7c14610d7c18d0a4a973b013453725932402d942f8-V.jpg

«Скажи какой и что делает» - подобрать определения и глаголы к заданному слову;

«Составь предложение с заданными словами» - составить предложение опираясь на предложенные картинки;

«Чем похожи, чем отличаются» - назвать общие признаки и различия в заданных словах;

«Лишняя картинка» - найти лишние картинку из ряда представленных;

«Что изменилось» - запомнить представленные картинки и назвать изменения, которые произошли в их месторасположении;

«Кто больше запомнит» - запомнить и назвать предложенные картинки;

«Цепочка слов» - составить высказывание, логически связывающее два предмета;

«Ленточный диктант» - провести «дорожку» из ленточек, точно выполняя инструкцию.

В конце игры ребёнку нужно правильно расставить картинки по их «домикам».

Алгоритм использования предметного и игрового оборудования в центрах детской активности в группе.

Пособие может использоваться в центре речевого развития для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных игр. В центре сюжетно- ролевых игр для игр «Магазин», «Школа». 

В совместной деятельности: педагог берет игру и подбирает предметные картинки со словами, в которых необходимо автоматизировать заданный звук. Ребенок проговаривает слова называя предложенные картинки. Затем педагог может предложить ребенку используя их поиграть в одну или несколько игр приведенных выше. Совместную деятельность можно организовать с двумя или тремя детьми, используя элемент соревнования (фишки за правильное выполнение задания).

Данный дидактическое пособие так же можно использовать для проведения игр со всеми детьми группы.

В самостоятельной деятельности детей: Дети сами по желанию подбирают картинки для игр и сами выбирают игры, в которые они будут играть с этими картинками. Одновременно с пособием могут играть 3-4 ребенка.

После окончания игр дети должны самостоятельно разложить картинки на свои места.

Комментарии (вариативность использования, условия для включения родителей в образовательный процесс с помощью представленного материала).

Пособие используется для индивидуальных и подгрупповых занятий с логопедом, для закрепления материала в индивидуальной работе с воспитателем.

Иллюстративный материал может использоваться для творческих домашних заданий: «Придумать скаку с заданными словами», «Придумать слова на каждый звук данного слова», «Подобрать как можно больше определений к заданному слову» и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие «Такие разные слова»

Слайд 2

Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки Развивать фонематическое восприятие. Закреплять навыки звукового анализа. Уточнять и расширять словарь. Развивать грамматический строй речи. Развивать мелкую моторику рук. Развивать память, внимание и логическое мышление, ориентировку в пространстве детей . Обучающие задачи:

Слайд 3

«Наведи порядок» - закреплять умение детей определять нахождение заданного звука в слове.

Слайд 4

«Магазин» - учить детей находить слова с заданным количеством звуков или слогов. .

Слайд 5

«Составь предложение с заданными словами» - развивать грамматический строй речи. Собака прошла по луже и пришла к дереву. В ероника

Слайд 6

«Ленточный диктант» - развивать умение детей ориентироваться в пространстве.

Слайд 7

«Назови слово» - автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки л, ль, р, рь . «Найди домик слова» - развивать фонематическое восприятие. «Что можно рассказать об этом слове» - закрепить навыки звукового анализа. « Подбери слово к заданной модели» - закреплять навыки звукового анализа. Скажи какой и что делает» - уточнять и расширять словарь.

Слайд 8

« Чем похожи, чем отличаются» - учить детей находить, что-то общее в словах и предметах . « Лишняя картинка» - развивать логическое мышление детей . « Что изменилось» - развивать внимание и память детей . « Кто больше запомнит» - развивать зрительную память детей . « Цепочка слов» - учить детей устанавливать логические связи между предметами.

Слайд 9

Спасибо за в нимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."

Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа.      Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

"Такие разные слова"

План- конспект открытого занятия с участием родителей по развитию речи....

Речевой проект "Такие разные слова"

Цель проекта: Знакомство с многообразием слов родного языка...

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"...