Системное развитие нормальной детской речи в старшем дошкольном возрасте ( 5-6 лет).
статья по логопедии (старшая группа)

Ширяева Екатерина Олеговна

Системное развитие словаря детей 5-6 лет в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnoe_razvitie_slovarya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Системное развитие нормальной детской речи в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)

Подготовила учитель-логопед

ГБОУ школы №131 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Ширяева Екатерина Олеговна

Дошкольники в 5-6 лет свободно выполняют упражнения на словообразование. От родного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (плавать-пловец-плавучий).

После пяти лет формируется самостоятельное образование глаголов от других частей речи (красный – краснеть).

Справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Часто дети еще неверно понимают или используют слова.

Активный словарь дошкольников характеризуется следующими особенностями:

  • Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.
  • Дети шестого года жизни общаются сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Дети могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Устная речь детей шестого года жизни почти не отличается от речи взрослых.
  • Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Существительные

  • Дети начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия, связанные с настроением (грусть, радость, веселье); военной тематикой (отряд, победа, война); деятельностью (строительство, ремонт); нравственными ценностями (смелость, забота, защита, предательство)
  • Из грамматических ошибок чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).
  • Возможны нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах.

Глаголы

  • Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм.
  • Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания.

Прилагательные

  • Дети овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.
  • Овладевают набором слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин – высоту, длину, ширину. Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о  цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.

Местоимения, наречия.

  • Употребляется одно деепричастие сидя. Различают понятия сегодня/ вчера/завтра. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно (впереди, ниже, сзади и т.д.).

Служебные части речи

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Всё о развитии детской речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

Схема системного развития нормальной детской речи.

Возрастные нормы развития деской речи....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»

Мастер – классдля воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»...