К грамматике через игру
статья по логопедии (старшая группа)

С каждым годом появляется все больше и больше детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и это нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и с сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи, а так же наблюдаются нарушения грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon К грамматике через игру54.5 КБ

Предварительный просмотр:

К грамматике через игру.

С каждым годом появляется все больше и больше детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и это нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и с сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи, а так же наблюдаются нарушения грамматического строя речи.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справится.

Усвоение дошкольниками грамматического строя происходит постепенно, путем подражания. Однако  только речевого общения и образцов для подражания часто недостаточно для того, что бы ребенок  научился правильно говорить, так как в русском языке существует множество невозможных грамматических форм. Нарушение грамматического строя речи - аграмматизмы – нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной.

В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии – нарушению письма.

Актуальность обусловлена  тем, чтобы компенсировать речевое недоразвитие ребенка,  подготовить его к дальнейшему обучению в школе, социально адаптировать.

Цель данной работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умение анализировать языковой материал, синтезировать языковое единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков.

На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.

Задача: Совершенствование грамматического строя и синтаксической стороны речи.

Практическая значимость: Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизма у детей с общим недоразвитием речи. Так, при регулярном выполнении заданий, наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи, что проявляется в полном устранении или, при тяжелой патологии, в значительном снижении количества аграмматизмов в  речи детей; работа в тетрадях (рисовании) помогает осмыслению речевого материала; значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют формированию грамматических навыков и умений.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводятся, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование. Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

В задании представлены авторские игры и занятия.

АВТОРСКИЕ ИГРЫ

Игра «Скотный двор»

Цель игры: Употребление глаголов в ед.ч.

Оборудование: игрушки: корова, свинья, петух, лошадь, овца, собака, курица.

Описание игры. Дети подходят к расставленным игрушкам. Это скотный двор. Педагог произносит слова:

Мы на скотный двор пришли,

И животных там нашли.

Они голос подают

И по-разному поют.

Вот мычит корова (педагог показывает на корову) «Му-му»

- Как мычит корова? (дети хором: Му-му»)

- А корова что делает? (мычит)

- Ржет лошадка снова: «Иго-го»

- Что делает лошадка? (ржет)

- Вот заблеяла овца: «Бе-бе»

- Как заблеяла овца? (бе-бе)

- Овца что сделала? (заблеяла)

- И захрюкала свинья: «Хрю-хрю»

- Как захрюкала свинья? (хрю-хрю)

- Что сделала свинья? (захрюкала)

- Звонко петушок поет: «Кукареку-кукареку»

- Что делает петушок? (кукарекает)

- Как собачка голос подает? «Гав-гав»

- Что собачка делает? (лает)

Животных всех не перечесть, у  каждого свой голос есть.

Игра «Чей хвост краше»

Цель: употребление притяжательных прилагательных; развития словаря признаков.

Оборудование: маски и хвосты диких животных.

Описание игры: дети надевают маски, приделывают хвосты и становятся в круг.

- Выходи лесной народ,

- Становись-ка  в хоровод!

- Хвостик нам свой покажи.

- И о нем нам расскажи.

Один ребенок (лисичка) выходит в круг. Показывает хвостик, выполняет движение хвостиком. Педагог: «У тебя чей хвостик?» (лисий)

- Какой у лисички хвост? Дети по очереди отвечают (пушистый, рыжий, мягкий, длинный).

Игра продолжается пока каждый персонаж не опишет хвост своего животного.

Игра «Коробейники»

Цель: учить употреблять существительные во множественном числе.

Вот идет к нам коробейник,

Предлагает свой товар:

- Вы ребята, подбегайте,

- Есть в корзинке у меня два хорошеньких мяча, много ручек и тетрадей, красок и карандашей.

Дети подходят, выбирают предметы и называют их во множественном числе. Предметы могут быть на любую тематику.

Тема: «Овощи. Труд взрослых в огороде»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей о труде людей в огороде. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связанной речи, памяти, мышления, зрительного внимания, мимики, общей моторики.   Воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование. Картины с изображением овощей, муляжи, резиновый мяч среднего размера, вертушки, ТСО, аудио кассета с записью песни Чайковского «Осенняя песня».

Предварительная работа. Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе. Участие в уборке урожая с опытного участка. Сюжетно-ролевая игра «Повара».

Ход занятия.

  1. Орг. момент:
  1. Развитие мелкой моторики. Координации движений в сочетании с речью «Сколько грядок в огороде?»- поочередно загибать пальцы.
  2. Мимические упражнения.

 Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались. Изобразить веселое огородное пугало.

  1. Вводная беседа. Оживление личного опыта (развитие связной речи, памяти).

  Дети смотрят в окно и рассказывают о том, что произошло в природе за прошлые дни.  

  Логопед. В выходные  дни многие из вас ездили  на дачу, расскажите, что вы там делали.

  1. Психогимнастика. Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивши к солнышку бочок, соленые огурцы в банке.

Физминутка. Сажаем огород.

  1. Игра с мячом. Правильно называть один овощ и много овощей, и наоборот. Например: огурец - огурцы, тыква-тыквы и т.д.
  2. Детям раздаются картинки с изображением овощей. Ответь: Как называется сок?

Игра «Маленькие повара». Закрепление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Детям бросается мяч и задается вопрос «Что можно приготовить из картофеля? Что можно приготовить из капусты? и т.д.»

  1. Штриховка. На схеме нарисованы овощи и фрукты. Заштриховать только овощи.
  2. Подведение итога занятия. О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось?

Тема: «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные. Обобщение представление о периоде осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связанной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация движения.

Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц, схема, вертушки, лазерная указка, аудиопроигрыватель с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок. Просмотр слайдов с изображениями перелетных птиц. Чтение сказки Андерсена «Дикие лебеди» и сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Отгадывание загадки:

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это ………..

Продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц».

  1. Предварительная беседа.  Развитие диалогической речи. Создание эмоционального фона восприятия картины. Прослушивание записи криков улетающих журавлей. Что вы услышали? Какими были крики? Почему?
  2. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. Кого вы видите на картине? Что они делают? Где птицы собираются в стаи? Каких птиц вы видите на переднем плане? Какие птицы собрались у самой воды? Кого вы видите вдалеке на воде? Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо? Какая природа окружает птиц? Какое настроение вызывает картина?
  3. Подвижная игра - «Лебеди учатся летать».
  4. Игра с мячом. Чей? Чья? Чье? Образование притяжательных прилагательных. Например: шея лебедя -  чья шея? – лебединая и т.д.
  5. Составь схему (совершенствование навыка анализа предложения). Птицы улетают на юг. Анализ предложения.
  6. Обведение птиц по контуру.
  7. Итог. Дети рассказывают о том, что они делали на занятии.

Тема: «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний и домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме домашние животные, формирование целостного представления, совершенствование составления рассказа по картине. Образование и употребление притяжательного прилагательного.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительно внимания, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Альбом «Животные». Запись голосов домашних животных, предметные картинки домашних животных, маленький резиновый мяч.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных, просмотр слайдов, разучивание подвижной игры «Кони». Чтение рассказа Паустовского «Кот - ворюга»

Ход занятия.

  1. Орг. момент. включение записи голосов домашних животных. Как вы думаете, где мы сейчас оказались? Чьи голоса мы услышали?

Сегодня мы будем говорить о домашних животных, об их внешнем виде, о том, как они живут у человека. Как человек ухаживает за ними.

  1. Игра «Кто, что делает?» (расширение глагольного словаря). Я качу вам мяч, вы заканчиваете предложение. Корова мычит. Как мычит корова? Что она делает?
  2. Рассматривание картину «Лошади и жеребята» и беседа по ней.
  3. Подвижная игра «Кони» (координация речи с движением, развитие общей моторики).
  4. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?», образование притяжательных прилагательных. Например: рога быка - чьи рога? Голова собака - чья голова? И т.п.
  5. Составление плана рассказа по картине. С чего нужно начать рассказ по картине (описание природы), о ком или о чем будете рассказывать дальше. Чем вы закончите рассказ.
  6. Рассказ по картине.
  7. Окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в играх и картинках. Для детей 2-7 лет

Эта книга поможет провести занятие и по развитию речи (коммуникация) и при обучении грамоте в более старших группах доу....

Грамматика в играх (по лексическим темам)

      Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями.  Они нередко путают предлоги, ...

Грамматика в играх. Зима.

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...

Семинар-практикум для родителей "Грамматика в играх"

Показать родителям необходимость систематического контроля за грамматической правильностью речи у детей в домашних условиях....

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...

Грамматика в играх и упражнениях

Игры и упражнения направлены на формирование морфологической и синтаксической системы языка у старших дошкольников....

Грамматика в играх и картинках

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязан­ных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматиче­скую, развитие связной речи). ...